Вадим Валерьевич Радаев (род. 29 марта 1961, Москва) — российский социолог и экономист. Профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации (2012).
Образование и учёные степени
В 1983 году окончил экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Диплом: экономист, преподаватель политэкономии.
В 1986 году окончил очную аспирантуру экономического факультета МГУ, защитив кандидатскую диссертацию «Сущность и противоречия интенсификации социалистического производства» по специальности 08.00.01 (Политическая экономия).
Доктор экономических наук (1997, Институт экономики РАН). Диссертация «Экономические и социологические концепции хозяйственного поведения человека: сравнительное исследование» защищена по двум специальностям: 08.00.01 (Политическая экономия) и 22.00.03 (Экономическая социология).
Биография
- С 1987 — младший научный сотрудник Института экономики АН СССР.
- С 1989 — старший научный сотрудник Института экономики АН СССР.
- С 1991 — заведующий сектором экономической социологии Института экономики РАН.
- С 1995 — руководитель отдела экономической социологии и экономики Института экономики РАН.
- С 1999 — проректор ГУ-ВШЭ, заведующий кафедрой экономической социологии.
- С 2002 — первый проректор ГУ-ВШЭ, заведующий кафедрой экономической социологии.
В настоящее время:
- Первый проректор НИУ-ВШЭ.
- Заведующий кафедрой экономической социологии НИУ-ВШЭ.
- Руководитель лаборатории экономико-социологических исследований НИУ-ВШЭ.
- Главный редактор журнала «Экономическая социология».
Научная деятельность
С начала 1990-х годов развивает современную теорию экономической социологии. В 1994—1996 вёл постоянную рубрику «Экономическая социология» в «Российском экономическом журнале». Опубликовал цикл из 16 статей. Опубликовал одно из первых учебных пособий по экономической социологии: Радаев В. В. Экономическая социология: курс лекций. М.: Аспект-пресс, 1997. Более развернутое изложение теоретических основ современной экономической социологии позднее представлено в книге Экономическая социология (М.: ГУ-ВШЭ, 2005) и ряде статей.
С 1991 г. руководил исследовательской группой, начавшей проведение теоретических и эмпирических исследований нового российского предпринимательства. На первом этапе исследования концентрировались на изучении самих групп предпринимателей — их социально-демографические и профессиональные характеристик, каналов рекрутирования, мотивы, по которым они пришли в бизнес. В 1995 г. за серию из 12 статей по экономике и социологии нового российского предпринимательства награждён премией Европейской Академии.
На втором этапе (вторая половина 1990-х гг.), когда группы предпринимателей в основном сложились, фокус исследований сместился к анализу условий формирования рынков и тех трудностей, с которыми сталкиваются предприниматели при основании и развитии своих предприятий. В центре внимания оказались проблемы входа на рынок, преодоления административных и финансовых барьеров, поддержания контрактных отношений, защиты от посягательств со стороны органов государственной власти и силовых структур. Соответственно, в число ключевых попали проблемы трансакционных издержек, взаимодействия предпринимателей с представителями власти и силовыми структурами.
В начале 2000-х годов наступил третий этап исследований предпринимательской деятельности, когда структурные и институциональные основания рынков оказались в целом сформированы. При этом на фоне экономического роста, сопровождающегося интенсивными структурными и институциональными трансформациями, главным объектом изучения для В. В. Радаева и возглавляемого им исследовательского коллектива становятся правила, которыми руководствуются ведущие участники рынков. На основе эмпирических исследований В. В. Радаевым публикуется серия работ по российской неформальной и теневой экономике. В этот период В. В. Радаевым активно развивается новое теоретическое направление — социология рынков, в котором экономическая социология смыкается с новой институциональной экономической теорией. В. В. Радаевым в 2003 г. публикуется и первая книга, очерчивающая границы данного направления — «Социология рынков: к формированию нового направления». Во второй половине 2000-х годов В. В. Радаев успешно продолжает теоретическую работу в области социологии рынков и анализа конкуренции.