Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Раньери ди Уголино

Раньери ди Уголино

Живопись

ди Уголино – итальянский художник, работавший в Пизе в конце XIII – начале XIV века


Раньери ди Уголино (ит. Ranieri di Ugolino, Ranieri d’Ugolino) – итальянский художник, работавший в Пизе в конце XIII – начале XIV века.

Биография и творчество.

Имя Раньери ди Уголино было обнаружено на расписном кресте, который раньше находился в госпитале Санта Кьяра (ныне хранится в музее Сан Маттео, Пиза). Исследователи сошлись во мнении, что, по всей вероятности, это сын художника Уголино ди Тедиче и племянник другого пизанского мастера – Энрико ди Тедиче, который упоминается в пизанских документах с 1286 по 1309 год. Полагают, что формирование Раньери проходило в совместной мастерской его дяди и отца, которая располагалась в Пизе на виа Санта Мария в приходе Сан Якопо дельи Сперонаи. Из архивных документов известно, что у него была жена по имени Тора и двое детей – мальчик и девочка (Чилла и Перруччо). После смерти отца он унаследовал его мастерскую и продолжил семейное дело. В 1326 году документы сообщают о нём как об умершем.

Раньери ди Уголино был современником Чимабуэ и Джотто. В отличие от старших родственников, использовавших приёмы передачи светотени, позаимствованные у Джунта Пизано, Раньери делал больший упор на передачу массивности тела. В конце XIII века эксперименты в этом направлении были самой актуальной задачей для Джотто и Чимабуэ, именно поэтому, исходя из сравнительного анализа, единственную подписанную работу художника – Расписной крест из Музея Сан Маттео датируют приблизительно 1290 годом. Эта особенность творчества Раньери могла быть как результатом влияния его современников, так и вполне самостоятельным, осознанно выбранным путём в живописи. Пизанская живопись XIII века играла важную роль в развитии итальянского искусства, и оказывала влияние на многих художников за пределами Пизы.

Кроме креста, другие произведения мастера неизвестны. Одно время предполагали, что Мастер Сан-Мартино и Раньери ди Уголино – это один и тот же художник, и приписывали ему создание целого ряда работ, созданных этим анонимом. Однако более скрупулёзный анализ показал разницу в их художественной манере, поэтому ныне весь корпус работ анонимного Мастера Сан Мартино приписывают отцу Раньери – Уголино ди Тедиче.

Произведения.

На сегодняшний день единственной работой Раньери признан подписанный им большой Расписной крест из Музея Сан Маттео (240х180см). На нём изображён Христос в позе Christus patiens (т.е. Христос страдающий); в верхней части написан Христос Благословляющий, на левом и правом лучах креста – Богоматерь и Иоанн Креститель. Под ногами Христа сохранилась полустёртая надпись: 'Rainerius quondam Ugolini Pisanus me pinxit’ (Раньери, сын усопшего Уголино меня написал). Поскольку Уголино ди Тедиче скончался в 1277 году, то крест не мог быть создан ранее этой даты.

До 1894 года крест находился в госпитале Санта Кьяра, но впоследствии был передан городскому музею Пизы из-за плохих условий хранения. В 1986-7 годах был отреставрирован. Имеет значительные утраты красочного слоя.

До 1927 года крест считали работой Джунта Пизано. Итальянский исследователь Пьетро Тоэска в 1927 году первым расшифровал надпись на кресте как «Раньери ди Уголино», а Л. Куппини и Э. Гаррисон (1952) идентифицировали Раньери с Мастером Сан Мартино. В 1998 г. Лючано Беллози опроверг эту гипотезу, и с тех пор крест остаётся единственным произведением мастера.

Библиография.

  • E. B. Garrison, Italian Romanesque Panel Painting. An Illustrated Index, Florence 1949, p.214
  • L. Cuppini, Ranieri di Ugolino, in "Commentari" 3 (1952), pp.7-13
  • A. Caleca, Pittura del Duecento e del Trecento a Pisa e Lucca, in La pittura in Italia. Il Duecento e il Trecento, a cura di E. Castelnuovo, Milano 1986, v. I, pp.233-264
  • E. Carli, La pittura a Pisa dalle origini alla 'bella maniera', Pisa 1994, p.17
  • L. Bellosi, Cimabue, Milano, 1998, p. 37
  • M.Burresi/A.Caleca, “Le antichita pisane dall’erudizione alla collezione” in Alla ricerca di un’identita. Le pubbliche collezione dell’arte a Pisa fra Settecento e Novecento, f cura di M. Burresi, Pontedera 1999, p.31
  • L. Bellosi, “Approfondimenti in margine a Cimabue” in “Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz”, 44, 2000, p.122
  • M. Burresi, Pittura e scultura a Pisa al tempo della Repubblica, in “Pisa nei secoli. Arte, storia e tradizione” II, a cura di A. Zampieri, Pisa, 2003, p. 122
  • M. Burresi / A. Caleca. Cimabue a Pisa. La Pittura Pisana del Duecento da Giuntа e Giotto. Editore Pacini. 2005. pp. 78, 170-171

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ