Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Ратник, Ксаверий Ксаверьевич

Ратник, Ксаверий Ксаверьевич

Монархи

начала XX века


Ксаверий (Саверий) Ксаверьевич Ратник (1852, Николаев, Российская империя — 1924, Боровая, Киевский округ, УССР) — русский генерал-лейтенант (1905), флотский инженер-конструктор. В 1893-1905 годах — управляющий, затем начальник Балтийского завода. Участвовал в проектировании и строительстве многих кораблей Российского императорского флота конца XIX — начала XX века (в том числе — главный создатель крейсера «Аврора»).

Биография

Первые годы

Ксаверий Ратник родился в 1852 году в дворянской семье в Николаеве. Закончил в 1875 году в Санкт-Петербурге Техническое училище Морского ведомства. С 1877 года по 1882 год служил инженером-механиком при канонерских лодках «Тюлень» и «Секира» Каспийской флотилии. В 1884 году после окончания курса Николаевской Морской академии получил производство в поручики и зачислен в корпус корабельных инженеров-механиков.

Участие в строительстве военных кораблей на Чёрном море

В середине 1880-х годов занимал в Севастополе пост помощника наблюдающего за постройкой броненосцев, где курировал работы по сооружению броненосцев «Чесма», «Синоп», канонерских лодок «Кубанец», «Терец» и «Уралец». С 1887 года по 1893 год работал в Николаеве, где руководил работами по строительству броненосцев «Двенадцать Апостолов» и «Три Святителя», внес усовершенствования в их конструкцию и разработал новый проект броненосца водоизмещением 9500 тонн для Чёрного моря.

Работа на Балтийском заводе

В 1893 году Ратник был отмечен начальством и переведён на работу в Санкт-Петербург, где стал сначала управляющим, а затем и директором Балтийского завода, проработав на этой должности до 1905 года. Изучал опыт судостроения Западной Европы и США, а также контролировал выполнение заказов в этих странах по строительству военных кораблей для России. Внёс вклад в изучение использования нефти в качестве топлива для кораблей на Волге и Каспийском море, принимал участие в проектировании и испытании системы нефтяного отопления броненосца «Ростислав». Руководил постройкой императорской яхты «Александрия», ремонтными работами ледокола «Ермак», броненосца «Победа», крейсера «Дон», транспорте «Иртыш».

23 октября 1899 года по причине болезни главного инженер-механика, как начальник Балтийского завода лично встал за штурвал броненосца «Пересвет» в ходе его первых ходовых испытаний.

В 1903 году был отмечен правлением завода благодарностью и премией «за успешное выполнение принятой в 1898 году Балтийским заводом программы судостроения».

Является автором и реализатором проекта строительства в 1897—1900 гг. бронепалубного крейсера I ранга «Аврора», построенного по распоряжению главного инспектора кораблестроения Н. Е. Кутейникова от 7 марта 1895 года, и введённого в состав русского флота в 1903 году.

Выход в отставку

В 1905 году был произведён в генерал-лейтенанты и назначен главным инспектором кораблестроения. После начала разбирательств о причинах неудач в Цусимском сражении имя Ратника, как автора и участника строительства большинства основных военных кораблей, принимавших участие в битве, стало фигурировать в качестве виновника этих неудач. Он принял решение отойти от дел и в мае 1907 года был уволен в отставку «по домашним обстоятельствам».

После выхода в отставку купил дом в курортном посёлке Боровая под Киевом, куда переехал с семьей. Занимался сельским хозяйством и увлекался живописью. Принимал активное участие в обустройстве посёлка, построил часовню. После Октябрьской революции раздал своё имущество крестьянам посёлка. Умер в 1924 году в Боровой, похоронен в посёлке.

Память

  • В Музее Балтийского завода размещается портрет Ксаверия Ратника.
  • С 2011 года в посёлке Боровая ведутся работы по открытию музея Ксаверия Ратника.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ