Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Рейнов, Наум Моисеевич

Рейнов, Наум Моисеевич

Наука - Другое

советский учёный–физик и конструктор


Наум Моисеевич Рейнов (1897, Мелитополь, Таврическая губерния, Российская империя — сентябрь 1980, Санкт-Петербург, СССР) — советский учёный–физик и конструктор. Доктор физико-математических наук (1960).

Биография

Наум Моисеевич (Нахман Мойшевич) Рейнов родился в 1897 году в городе Мелитополь (ныне Запорожской области Украины). В 1914 году пытался поступить в Петроградскую школу военных авиамехаников. После окончания ремесленного училища в Одессе (1915) вернулся в Мелитополь и работал механиком-монтёром на Чугунолитейном и машиностроительним заводе И.Д. Зафермана. Затем он с рекомендательным письмом хозяина отправился в Петроград. Здесь трудился на механическом заводе Сургайло, машиностроительном заводе «Феникс» (1917—1918). Вместе с другими рабочими участвовал в событиях Февральской и Октябрьской революций. Вернувшись в Мелитополь (1918), вступил в красногвардейский отряд, который позднее влился в состав Красной армии и участвовал в войне с Польшей и боях с армией Врангеля.

После Гражданской войны работал механиком по ремонту сельхозтехники в Крыму, на керосинопроводной станции в Кобулети (1924), а затем перебрался в Ленинград и в 1926 году пошёл работать в мастерские Физико-технического института — рабочим, потом механиком.

Окончив «рабочую аспирантуру» ФТИ и Ленинградский политехнический институт им. М.И. Калинина, назначен младшим, затем старшим научным сотрудником, зав. лабораторией, (впоследствии отделом) низких температур ФТИ.

В самом начале Великой Отечественной войны был призван в армию и командовал ремонтной ротой танкового полка, а после отступления к Павловску откомандирован в Ленинград и стал зам. председателя комиссии по оборонным изобретениям при горкоме партии. Позднее он занял также должность инспектора по изобретательству штаба Ленинградского фронта. Оставался в блокированном Ленинграде вместе с немногими сотрудниками института (большинство было эвакуировано). В 1942 году Н. Рейнов вступил в партию. В 1943 году защитил диссертацию и стал кандидатом технических наук, а в 1960 году — доктором физико-математических наук.

Похоронен на Преображенском еврейском кладбище (участок 6-2 нов., место 458).

Семья

  • Отец — Моисей (Мойше) Гершкович Рейнов (1862—1962).
  • Мать — Сарра Нахмановна Рейнова.
  • Жена — Анна Михайловна Рейнова, урождённая Левина.
    • Дочь и сын — Михаил Наумович Рейнов, специалист по математическому моделированию в судостроении.

Научная и научно-техническая деятельность

На счету Н. М. Рейнова сотни научных приборов, разработка и создание которых потребовали незаурядной креативности и глубокого понимания физических процессов и свойств материалов. Он конструировал и изготавливал приборы для экспериментов, которые проводили А. И. Алиханов, Н. Н. Давиденков, А. Ф. Иоффе, Л. А. Арцимович, Ю. Б. Харитон, П. П. Кобеко, И. В. Курчатов.

Сконструированная им камера Вильсона были установлена на стратостате «Осоавиахим-1» (а сам Рейнов был назначен дублёром физика И. Д. Усыскина, отправлявшегося в полёт). Участвовал в разработке новых и совершенствовании старых видов промышленной продукции: высоковольтных устройств, электростатических генераторов, элегазовых конденсаторов, кабеля и коаксиального фидера, трансформатора с газовым наполнителем и многого другого. Ряд его изобретений запатентован.

В годы Великой Отечественной войны его разработки повысили боевые качества военной техники и боеприпасов. В начале войны он предложил противотанковую гранату новой конструкции, которая была пущена в массовое производство. Во второй половине [1941 год]а под руководством Н. М. Рейнова были разработаны взрыватели новой конструкции для оснащения противотанковых собак, установка для безопасного поиска и подрыва протипопехотных мин на минных полях. Он участвовал в разработке и налаживании массового производства на заводе Севкабель высокочастотного кабеля для радаров.

Особенно важной оказалась разработка в 1942 году прогибографа — прибора, который фиксировал колебания ледового покрова на Ладожском озере. Благодаря этому удалось определить причину внезапных обрушений льда под движущимися автомобилями и наладить эффективную работу Дороги жизни.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ