Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Рейснер, Лариса Михайловна: биография

По мнению ряда окружавших её мастеров слова (А. Блок, З. Гиппиус, Вс. Рождественский), поэтический талант Л. М. Рейснер уступал её красоте, а несколько манерный стиль не соответствовал бурной, страстной натуре автора.

"Знаменитая красавица Лариса Рейснер, — уточняет Андрей Петров, — любила Гумилева так, что даже соглашалась приходить на свидания в бордель на Гороховой. И когда его в двадцать первом расстреляли, она — уже вполне благополучная советская матрона, жена посла в Кабуле, — как баба рыдала над полученным из Петрограда известием, оплакивая «мерзавца и урода».

Поэт В. Рождественский рассказывал, как посетил «прекрасную комиссаршу» вместе с друзьями Михаилом Кузминым и Осипом Мандельштамом:

«Лариса жила тогда в Адмиралтействе. Дежурный моряк повел по темным, гулким и строгим коридорам. Перед дверью в личные апартаменты Ларисы робость и неловкость овладели нами, до того церемониально было доложено о нашем прибытии. Лариса ожидала нас в небольшой комнатке, сверху донизу затянутой экзотическими тканями… На широкой и низкой тахте в изобилии валялись английские книги, соседствуя с толстенным древнегреческим словарем. На низком восточном столике сверкали и искрились хрустальные грани бесчисленных флакончиков с духами и какие-то медные, натертые до блеска, сосуды и ящички… Лариса одета была в подобие халата, прошитого тяжелыми нитями…» .

«Из Москвы приехала Лариса Рейснер, жена известного Раскольникова, — вспоминала тетушка поэта, М. А. Бекетова. — Она явилась со специальной целью завербовать Ал. Ал. в члены партии коммунистов и, что называется, его охаживала. Устраивались прогулки верхом, катанье на автомобиле, интересные вечера с угощеньем коньяком и т. д. Ал. Ал. охотно ездил верхом и вообще не без удовольствия проводил время с Ларисой Рейснер, так как она молодая, красивая и интересная женщина, но в партию завербовать ей его все-таки не удалось, и он остался тем, чем был до знакомства с ней…»

Лев Троцкий в своих мемуарах («Моя жизнь») так вспоминал о Рейснер:

«Ослепив многих, эта прекрасная молодая женщина пронеслась горячим метеором на фоне революции. С внешностью олимпийской богини она сочетала тонкий иронический ум и мужество воина. После захвата белыми Казани она, под видом крестьянки, отправилась во вражеский стан на разведку. Но слишком необычна была её внешность. Её арестовали. Японский офицер-разведчик допрашивал её. В перерыве она проскользнула через плохо охранявшуюся дверь и скрылась. С того времени она работала в разведке. Позже она плавала на военных кораблях и принимала участие в сражениях. Она посвятила гражданской войне очерки, которые останутся в литературе. С такой же яркостью она писала об уральской промышленности и о восстании рабочих в Руре. Она все хотела видеть и знать, во всем участвовать. В несколько коротких лет она выросла в первоклассную писательницу. Пройдя невредимой через огонь и воду, эта Паллада революции внезапно сгорела от тифа в спокойной обстановке Москвы, не достигнув тридцати лет».

«Не было ни одного мужчины, который бы прошёл мимо, не заметив её, и каждый третий — статистика, точно мною установленная,- врывался в землю столбом и смотрел вслед, пока мы не исчезали в толпе». В. Л. Андреев (сын писателя Леонида Андреева)

«Стройная, высокая, в скромном сером костюме английского покроя, в светлой блузке с галстуком, повязанным по-мужски, — так живописал её поэт Всеволод Рождественский. — Плотные темноволосые косы тугим венчиком лежали вокруг её головы. В правильных, словно точёных, чертах её лица было что-то нерусское и надменно-холодноватое, а в глазах острое и чуть насмешливое».

В культуре и искусстве

  • Лариса Рейснер стала прообразом женщины-комиссара, изображённой в пьесе «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского.
  • Восторженное отношение к Л. М. Рейснер Б. Л. Пастернака, считавшего её «воплощённым обаянием», дало ему основание назвать Ларисой главную героиню своего романа «Доктор Живаго».
  • О жизни Ларисы Рейснер И. Крамовым написана книга «Утренний ветер».
  • В четвёртой трилогии цикла «Око силы» Андрея Валентинова, написанной в жанре альтернативной реальности, присутствует персонаж Лариса Михайловна по прозвищу «Гондла» («Гондла» — пьеса [Николай Гумилев|Николая Гумилева]], Гумилев ассоциировал Рейснер с Лери, героиней пьесы). Она также замужем за человеком по имени К. Радек.
  • Лариса Рейснер не раз упоминается в романе Бориса Акунина (Чхартишвили) «Другой путь» (2015)

Сочинения

  • Женские типы Шекспира : 1-2 / Лео Ринус. — Рига : Наука и жизнь, [1913]. — 2 т.; 12. — (Миниатюрная библиотека «Наука и жизнь»).
    • Офелия. — 47 с. [1]
  • «Атлантида». Пьеса, в альманахе «Шиповник», № 21, 1913
  • Гамбург на баррикадах. — Москва, 1924, 1925. [2] — очерки о гамбургском восстании 1923 года.
  • Азиатские повести. — Москва, «Огонек», 1925. [3]
  • Афганистан. — М.-Л., ГИЗ, 1925. [4]
  • Уголь, железо и живые люди. — М.-Л., ГИЗ, 1925. [5]
  • В стране Гинденбурга. — Москва, 1926. [6]
  • Оксёнов И. — Ленинград, 1927. [7]
  • Собрание сочинений. Т.1. — М.-Л., ГИЗ, 1928. — 4 000 экз. [8]
  • Собрание сочинений. Т.2. — М.-Л., 1928. [9]
  • Фронт. — Москва, 1924, 1928, 1932. [10] — книга очерков о гражданской войне.
  • Hamburg auf den Barrikaden. Erlebtes und Erhrtes aus dem Hamburger Aufstand 1923. Berlin 1925
  • Eine Reise durch die deutsche Republik. Berlin 1926
  • РГБ, Отдел рукописей, Ф.245. Рейснер Лариса Михайловна: архивный фонд, 1895—1929. — 819 ед. хр.

Экспрессионист­ский, насыщенный метафорами стиль её книг, передающий, как она считала, пафос времени, не принимала пролетарская крити­ка, но именно этот стиль поднимает её прозу, в которой из богатства авторских ассоциаций возникает образ эпохи, над уровнем обычной журналистики.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ