Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Рейхлин, Иоганн

Рейхлин, Иоганн

Философы

22 февраля 1455 - 30 июня 1522

немецкий философ и гуманист


Иоганн Рейхлин (нем. Johannes Reuchlin, Йоханнес Ройхлин; 22 февраля 1455, Пфорцхайм — 30 июня 1522, Бад-Либенцелль) — немецкий философ и гуманист. Считается первым немецким гебраистом не евреем, освоившим еврейский язык. Является создателем фонетической системы чтения средневековых греческих текстов, названной его именем.

Биография

Учился в городской школе в Пфорцхайме, был придворным певчим у маркграфа Баденского. Сын последнего, Фридрих, ровесник Рейхлина, подружился с ним и взял его с собой в Париж, где они оба изучали древние языки. В 1478 г. Рейхлин ещё раз посетил Францию и занимался в Орлеане и Пуатье юридическими науками. Став одним из советников вюртембергского герцога Эбергарда, он совершил вместе с ним ряд поездок по Германии и побывал в Италии, где усовершенствовался в еврейском языке, который стал изучать ещё в Париже. Из итальянских гуманистов наибольшее влияние на Рейхлина имели Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. По возвращении в Штутгарт Рейхлин стал асессором верховного суда и прокурором доминиканского ордена для Германии; часто исполнял и дипломатические поручения. Император Фридрих III возвёл его в дворянское достоинство. Позже Рейхлин был профессором в Гейдельберге, затем в Ингольштадте и Тюбингене.

Творчество

Свои обширные знания Рейхлин изложил в целом ряде сочинений. Высшая и главная заслуга его — это изучение еврейского языка и еврейской теологии. В 1494 г. вышел трактат Рейхлина: «De verbo mirifico», в 1506 г. — «De rudimentis hebraicis», в 1517 г. — «De arte cabbalistica libri V», в 1518 г. — исследование об ударениях и орфографии еврейского языка. «De verbo mirifico» служит как бы введением к книге «De arte cabbalistica», в которой сочетается христианское мировоззрение и каббала.

В этих двух трудах Рейхлин останавливается на новопифагорейской и каббалистической философии. Под Verbum mirificum разумелось в каббале «tetragrammaton» — то есть таинственное состояние четырёх букв Ihvh, «несравненное наименование, не изобретённое людьми, а дарованное им Богом».

Первая буква этого слова, соответствуя числу 10, означала, по пифагорейскому толкованию, начало и конец всех вещей, вторая равнялась 5 и означала соединение Божества (триединства) с природой (двуединства по Платону и Пифагору); третья означала 6 и представляла результат единства, двуединства и триединства (1+2+3=6); последняя снова соответствовала 5, но обозначала уже человеческую душу.

По мнению Рейхлина, новопифагорейское учение было тесно связано с каббалой; оба стремились возвысить дух человеческий до Бога, оба проповедовали преображение земной жизни и необходимость подготовки к небесному блаженству. «De rudiments hebraicis» —Наполовину грамматика, наполовину словарь еврейского языка, с еврейским текстом для упражнений. Рейхлин воспользовался для этого труда материалом, собранным средневековым лексикографом и грамматиком Давидом Кимхи. Труды Рейхлина по еврейскому языку были в высшей степени ценны как для богословов, так и для филологов. Только со знанием еврейского языка возможна была проверка некоторых частей Вульгаты на предмет правильности перевода. Вульгате сам Рейхлин противопоставлял «Veritas hebraica».

Лютер высоко ценил Рейхлина, называя его своим отцом; учениками его были Эколампадий и его внучатый племянник Меланхтон.

Спор о еврейских книгах

В 1507 г. некто Иоган Пфефферкорн (принявший в 1506 или 1507 году христианство еврей) издал книгу "Der Iudenspiegel" (Еврейское зерцало), в которой он нападет на евреев и их религию и требует, чтобы у них были отняты все книги, поскольку они и являются главной причиной того, что евреи не крестятся. Вслед за этим он издает еще несколько других книг, направленных против евреев, их обрядов, обычаев. Он говорит о страшной ненависти, которую питают евреи к христианам.

В 1509 г. Пфефферкорн в лагере под Падуей выхлопотал у императора Максимилиана мандат, по которому евреи должны выдать свои книги Пфефферкорну, а он может их, если найдет противными христианству, уничтожить.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ