Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Ренан, Эрнест

Ренан, Эрнест

Философы

28 февраля 1823 - 02 октября 1892

французский философ и писатель, историк религии, семитолог


Жозеф Эрнест Ренан (фр. Joseph Ernest Renan; 28 февраля 1823 года, Трегье, Кот-д’Армор — 2 октября 1892 года, Париж) — французский философ и писатель, историк религии, семитолог. Член Французской академии (1878).

Биография

Родился в небольшом городке Бретани. Отец, небогатый моряк, умер, когда Эрнесту было 5 лет. Наибольшее влияние на Ренана оказывала его старшая сестра Генриетта, с которой он сохранил дружбу до самой её смерти. Мать, желая посвятить его церкви, отдала его в местную духовную семинарию, откуда он в 1838 году перешёл в парижскую семинарию св. Николая (St.-Nicolas du Chardonnet), которой управлял тогда знаменитый впоследствии Дюпанлу.

Семинария св. Николая была небольшой и элитной. Здесь Ренан впервые познакомился со светской литературой; Мишле, Гюго и Ламартин произвели на него особенно сильное впечатление. Так как там не было философского класса, то в 1842 году он перешёл в Исси (Issy), подготовительное отделение семинарии св. Сульпиция. Со знакомством с немецкой философией, «вечное fieri», метаморфоза без конца стала казаться ему законом мира — но он оставался ещё католиком по чувству и намеревался сделаться священником, утверждая, что для этого нет надобности веровать во всё то, чему будешь учить.

В 1843 году он для изучения богословия поступил в семинарию св. Сульпиция и увлёкся изучением еврейского языка под руководством аббата Ле-Ира (Le Hir). В следующем году ему было поручено преподавание там еврейской грамматики и позволено слушать в университете лекции знаменитого археолога Катрмера.

Ле-Ир рассчитывал сделать из Ренана светило католической науки; но его занятия еврейским языком, положив начало научной карьере, привели к окончательному разрыву с церковью. После ближайшего ознакомления с библейской критикой он окончательно признал невозможность для себя духовной карьеры, вышел из семинарии и не принял места преподавателя в духовной коллегии, только что основанной парижским архиепископом Аффром для сближения церковной науки со светской. На этот раз Ренан остался твёрдым в своём решении, несмотря на все увещевания своих прежних профессоров и руководителей. «Я не из тех, — читаем мы в его „интимных письмах“, — которые решились никогда не изменять раз принятых воззрений, к какому бы научному результату они ни пришли… Но в настоящее время я не могу верить в переворот, по крайней мере настолько сильный, чтобы привести меня к католической и священнической ортодоксальности».

Чтобы как-нибудь материально устроиться, Ренан принял место репетитора в иезуитской подготовительной школе св. Станислава, но оставался там лишь три недели, так как руководители школы стесняли только что приобретенную им свободу мысли. Он перешёл репетитором в пансион Крузэ, где сблизился с одним из своих учеников и почти сверстником, известным впоследствии учёным Марселеном Бертело. Несмотря на многочисленность занятий в пансионе, он продолжал изучение восточных языков, в 1847 году сдал все университетские экзамены и получил место профессора философии в версальском лицее. В том же году он представил в Академию надписей рукопись своего первого учёного труда — «Истории семитских языков» («Histoire gnrale des langues smitiques»), который в своё время имел весьма важное значение не только по филологической эрудиции автора, но и как одна из первых попыток изучения народной психологии на основании языка.

До 1848 года Ренан мало интересовался политическими и социальными вопросами. Февральская революция произвела на него сильное впечатление, но не вызвала в нём особых симпатий к демократии. В книге «Будущее науки» («L’Avenir de la science»), составленной в конце 1848 и в 1849 году, он проводит мысль, что нельзя желать торжества народа при его теперешнем состоянии, так как оно было бы хуже победы франков и вандалов; народ, однако, слишком силён, чтобы находиться в подчиненном положении; поэтому необходимо поднять и просветить его.

К этому времени относятся работы Ренана: «claircissements tirs des langues smitiques sur quelques points de la prononciation grecque» (Париж, 1849) и «Sur l'tude du grec dans l’occident au moyen ge», за которые он получил от Академии надписей командировку для научных занятий в Италию.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ