Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Ризположенский, Рафаил Васильевич: биография

Наиболее важное, наблюдение Р. В. Ризположенского касалось стабилизирующей и объединяющей геополитической роли русского народа. Одновременно он рассеял расхожее заблуждение о том, что крестьянам в России принадлежат значительно худшие земли, чем помещикам и государству. Р. В. Ризположенский отмечал неравномерность развития и степени подвижности «под влиянием различных новых условий» русского крестьянского населения в разных частях страны. Одновременно он усматривал одно из важных различий между крестьянами прошлого и настоящего в том, что «старшие их поколения во всех отношениях превосходят младшие: по физическому типу, умственному развитию, религиозному просвещению, нравственным понятиям, физической и нравственной выносливости, а также по трудоспособности вообще».

Констатируя, с приведением целого ряда примеров, «повсеместное ухудшение народной нравственности», Р. В. Ризположенский, тем не менее, делал весьма оптимистический вывод о том, что, несмотря на разрушение традиционных устоев русского общества и активное внедрение в народное сознание социалистической пропаганды, «принципы и православия, и самодержавия, и национальное сознание великорусской народности», остаются «ещё настолько сильны, что они-то именно и составляют то народное исключительное достояние, которое ни в каком случае Русский народ не уступит без самой упорной и отчаянной борьбы, прекратить которую возможно будет разве только при посредстве иностранного вооружённого насилия, которое может даже увенчаться успехом при безрассудстве нашей интеллигенции, как бы стремящейся в объятия врагов, со всей стороны окруживших родную страну».

При этом он открыто обвинял «интеллигентные слои» («которые в большинстве случаев неудержимо стремятся усвоить все дурные стороны жизни прежнего барства, отчуждаясь при том от крестьянства ещё в большей степени, так как уже на 30 % состоят из элементов чуждых по крови русскому племени») в непонимании «психики Русского народа, глубоко заложенных в ней основных государственных идей, которыми он жил в течение веков, которые создали и до сих пор удерживают в целости разноплеменное и обширнейшее государство».

Утверждая, что, несмотря на исторически сложившееся распределение земель, «остаётся ещё довольно большой простор в деле увеличения крестьянского землевладения на счёт всех категорий других владений и особенно на счёт частного», Р. В. Ризположенский полагал, в частности, что «возможно организовать полюбовный обмен частновладельческих пахотных земель, нужных крестьянам, на таковые же земли с лесами, рудами, рыбными ловлями, избытком водной движущей силы и т. п. удобствами на окраинах государства». Соответственно, Р. В. Ризположенский считал, что крестьяне должны быть поселены «на лучших землях», а крупные землевладельцы, «на землях второстепенных по качеству».

В известной мере предвосхищая столыпинскую аграрную реформу, Р. В. Ризположенский подчёркивал, что «решение земельного вопроса во всей его сложности составляет основную задачу настоящего государственного момента».

По мнению историка И. Е. Алексеева, предисловие к книге «Великая Русская Земля и Воля» стало одним из политических манифестов казанского правомонархического движения. Заканчивалось оно следующими программными призывами:

Не следует враждовать и делиться на партии образованным русским людям, а необходимо как можно скорее сплотиться с нашим простым народом, всегда чутким к правде и стойким в самозащите! Не нужно самообмана и новых кумиров! Долой ту конституцию, которая вместо Бога поклоняется доллару! Которая, сплотившись в парламенте, ограбила слабых! Которая, разодравшись в рейхсрате, в рейхстаге, угнела невиновных! Которая проворовалась в панаме, изолгалась в дрейфусиаде, выгнала распятие и гниёт на месте [на] своей родине, а нам и вовсе никогда и никуда не пригодна! Спешите же к самобытной Государственной Думе и Всероссийскому Собору! Скорее к религии! К чистоте семьи! К простоте общины и союза! К национальному единству! К выработке новых социальных форм под охраной старой законной и испытанной власти! Скорее к мирному труду и дружбе с народами!

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ