Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Ризположенский, Рафаил Васильевич: биография

Проект железнодорожного строительства

В тесной связи с предложениями о земледельческой колонизации Сибири, Урала, восточных и южных российских окраин находились представления Р. В. Ризположенского о наиболее рациональных путях её технического осуществления. Особое внимание при этом он обращал на необходимость создания в России современных транспортных коммуникаций.

В 1910 г. Р. В. Ризположенский опубликовал брошюру под названием «О железных дорогах, необходимых для г. Казани в связи с предполагаемым развитием сети их на востоке Европейской России»

Видя причину того, что «Казань до сих пор не имеет прямой железнодорожной связи ни с Сибирью, ни с Средней Азией» в обилии воднотранспортных путей, «до поры до времени удовлетворявших насущным потребностям местного края», Р. В. Ризположенский одновременно указывал на то, что «время не ждёт»: промышленность развивается быстрыми шагами и «ставит торгово-промышленные центры в условия необходимости взаимной связи непрерывно в течение целого года», а в деревне чувствуется «земельная теснота для старого типа полевой культуры». При этом он указывал также на настораживающие геополитические особенности развития Востока, который «просыпается и загадочно гримасничает восток по всей нашей необъятной с ним границе».

По мнению Р. В. Ризположенского, развивая «оплот коренной России» по реке Урал, сосредотачивая внимание «на исторических воротах эпохи великого переселения народов», создавая в расположенных здесь «Восточном городе» (Оренбурге) и Уральске «ближайшую от центра страны военную, колонизационную и торгово-промышленную базу», нельзя было не озаботиться также «о прочной и прямой железнодорожной связи этих городов не только со столицею, но и с главнейшими центрами востока Европейской России».

В связи с этим Р. В. Ризположенский предлагал проложить «спрямлённый» железнодорожный путь юго-восточного направления из Санкт-Петербурга (Петрограда) в Оренбург («Восточный город») через Казань (линия « Мантурово — Восточный город»). Свой проект он противопоставил проектировавшемуся тогда «Обществом Московско-Казанской железной дороги» пути «Казань — Нижняя Шуня — Сарапул — Екатеринград». По убеждению Р. В. Ризположенского, строительство новой линии приблизило бы возможность «из Оренбургско-Уфимского края создать надёжнейшую базу не только всестороннего русского влияния и полного торгово-промышленного господства в Средней Азии, но и для проникновения в Индию».

Одновременно он подчёркивал, что «государственными мероприятиями первостепенной важности» являются «интенсивная колонизация всех Сибирских рек, устройство угольных станций и стоянок в их низовьях, а, главное, связь с ними и при посредстве железных дорог». Соответственно, Р. В. Ризположенский предлагал в качестве основного звена северо-восточного пути проложить железнодорожную линию «Казань — Чепца», которая бы помогла «из Пелымско-Берёзовского края и Тобольска создать ближайшую опору для оборудования великого водного пути по бассейнам Сев[ерной] Двины, Печёры, Оби, Енисея и Лены до Охотского моря, для создания мирового пути по берегам Ледовитого океана и вообще для всевозможного использования и тех скудных благ, которыми одарена суровая природа нашего севера, который однако может не только защитить и спасти, но и даровать победу при левофланговом нашем движении против вырастающей жёлтой опасности».

9 (22) марта 1910 г. Р. В. Ризположенский выступил с обоснованием своего проекта строительства линии «Мантурово — Оренбург» на заседании Казанской городской думы, где обсуждался «железнодорожный вопрос». Вместе с ним выступал известный казанский общественный деятель, октябрист В. В. Марковников, отстаивавший проект так называемой «Заволжской линии». Однако большинство думских гласных остались при своём прежнем мнении, отдав предпочтение проекту «Общества Московско-Казанской железной дороги».

Политическая и общественная деятельность

Идеи Р. В. Ризположенского получили широкую известность в казанских правомонархических (черносотенных) кругах, представители которых уделяли большое внимание просветительной и благотворительной деятельности.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ