Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Роде, Альфред Франц Фердинанд

Роде, Альфред Франц Фердинанд

Наука - Другое

24 января 1892 - 07 декабря 1945

немецкий искусствовед, специалист по янтарю, автор многочисленных книг


Альфред Франц Фердинанд Роде (нем. Alfred Rohde; 24 января 1892, Гамбург — 7 декабря 1945) — немецкий искусствовед, специалист по янтарю, автор многочисленных книг. Особую известность Роде принесли его работы о янтаре.

Краткая биография

Альфред Роде родился в Гамбурге. Отец Франц Роде, мать — Мария Роде. По национальности оба — немцы, по вероисповеданию — лютеране-евангелисты.

Будучи в звании сначала солдата, а впоследствии лейтенанта, Роде принял участие в Первой мировой войне. Был тяжело ранен и позднее сильно страдал от этого.

С 10 сентября 1921 года Роде был женат на Ильзе Флинч (свадьба состоялась в Гамбурге). Дети — Лотти и Вольфганг.

Роде изучал историю искусств в Марбурге, Мюнхене и Париже. Диссертация Роде называлась «Алтарь папы и мастер Бертрам из Миндена».

Профессиональный путь Роде начинался в музеях Гамбурга, где он проработал много лет. Позднее Роде некоторое время работал в художественном музее города Бреслау (ныне Вроцлав на территории Польши). С 1926 года — директор городских художественных собраний Кёнигсберга (ныне Калининград в России). Роде занимал эту должность вплоть до штурма города советскими войсками 6—9 апреля 1945 г.

Начиная с 1912 года Роде опубликовал большое число искусствоведческих исследований. Были опубликованы следующие книги: «Научный инструмент» (Лейпциг, 1929), «Кёнигсберг — Пруссия» (Лейпциг, 1929), «Янтарь — немецкий материал» (Берлин, 1937), «Молодой Коринт» (Берлин, 1942), «Книга о янтаре» (Кёнигсберг, 1937), «Кёнигсбергские художники поколения Симона Даха» (Кёнигсберг, 1938), «Художники Кёнигсбергсокого бидермайера» (Кёнигсберг, 1940).

Постепенно основную сферу интересов Роде стал составлять янтарь. Наибольшую известность принесла ему монография «Янтарь — немецкий материал», которая до сих пор не устарела и остаётся «библией» для специалистов по янтарю и янтарных дел мастеров.

Будучи директором кёнигсбергских городских собраний (располагавшихся в ставшем к тому времени музеем замке), Роде в течение пятнадцати лет занимался пополнением, систематизацией и изучением городских янтарных коллекций. Он приобретал для музея художественные произведения из янтаря у частных коллекционеров, каталогизировал коллекции, организовывал выставки.

Кроме работы с янтарём Роде принимал активное участие в деятельности основанного в 1842 году союза художников. По его инициативе союз художников ежегодно проводил в расположенном неподалёку от башни Врангеля художественной зале выставки работ восточно-прусских художников.

Точная дата и причина смерти Роде неизвестна. Роде умер где-то в конце 1945 года. В российской историографии традиционной считается точка зрения, в соответствии с которой Роде покончил жизнь самоубийством. Однако, по мнению дочери Роде, Альфред Роде и его жена умерли от голодного тифа, разделив судьбу многих оставшихся в Кёнигсберге немцев.

О личной жизни Роде известно очень немногое. У него был очень замкнутый характер. В быту Роде был очень скромен, на работе пользовался уважением у коллег.

Роде не был членом НСДАП, хотя и не стеснялся в интересах искусства сотрудничать с видными деятелями фашистской партии. В своих деловых письмах Роде рядом с подписью писал и «Хайль Гитлер!».

По мнению Герхарда Штрауса, бывшего в 1943—1944 годах сотрудником Инспекции по охране памятников Восточной Пруссии, внутренне Роде скорее симпатизировал левым партиям. Большинство его немногочисленных друзей тоже были людьми левых политических взглядов.

На левую политическую ориентацию Роде указывает также и то, что он скупал в больших количествах современные произведения искусства, конфискованные в 1936 году Гиммлером, Розенбергом и Гёббельсом («искажённое искусство», по мнению фашистов).

Роль Роде в судьбе утраченных в годы Великой Отечественной войны культурных ценностей

Очень противоречива роль Роде в судьбе культурных ценностей, похищенных нацистской Германией из оккупированных районов Советского Союза. В советской историографии Роде часто обвиняли в организации расхищения культурных ценностей и (после окончания войны) сокрытии от советского государства мест захоронения культурных ценностей на территории Калининградской области. Нередко Роде даже приписывали фашистские взгляды (которых он, скорее всего, не разделял — см. выше) и русофобию. Однако уже упоминавшийся Герхард Штраус утверждал, что «во всяком случае, перед Советским Союзом он (Роде) страха не имел, а также не имел и плохого намерения».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ