Тадеуш Ростворовский (Тадеуш Растворовский; польск. Tadeusz Maria Rostworowski; 21 марта 1860, Ковалещизна близ Тыкоцина — 23 августа 1928, Вильно) — граф, российский и польский архитектор и художник польского происхождения.
Биография
Родился на северо-востоке Польши. Учился в средней школе в Познани, затем с 1870 года в Варшаве, где окончил гимназию. Учился в Санкт-Петербурге в Академии художеств (1876—1885, с перерывами), также в Кракове, Мюнхене, Париже. Обосновавшись в Вильне, строил много зданий в городе и окрестностях, на территории современной Литвы и Белоруссии.
Участвовал в проектировании царского охотничьего дворца в Белой Веже (1891) и реконструкции дворца Владислава Тышкевича в Ландварове (Лентварис; 1899). По его проектам перестраивался дворец Юзефа Бишевского в Лынтупах, был построен дворец Друцких-Любецких в Щучине .
Помимо архитектуры, занимался живописью. Писал портреты, картины на мифологические и аллегорические сюжеты.
Продав выстроенную им гостиницу «Жорж» на Георгиевском проспекте в Вильне товариществу (1894), оставил в ней для себя репрезентационные апартаменты. Помимо доходных домов в Вильне, владел фабрикой карандашей «Фортуна».
Умер внезапно от сердечного удара в холле гостиницы. Похоронен на кладбище Расу.
Проекты
Считается одним из типичных представителей виленской эклектики. Его наиболее крупные и известные работы —
- Здание Управления Полесских железных дорог на Погулянке (ныне здание акционерного общества «Литовские железные дороги», т. е. „Lietuvos geleinkeliai“) на перекрёстке улиц Й. Басанавичюса и Миндаугаса (J. Basanaviiaus g. 14, Mindaugo g. 12), с характерным для воспитанников петербургской школы сочетанием форм монументального классицизма с необарочными деталями.
- Гостиница «Жорж» на Георгиевском проспекте (1894, в советское время гостиница «Вильнюс» на проспекте Ленина; ныне, после реконструкции 2005 года архитекторов Альгимантас Насвитис, Тадас Бальчюнас, Арунас Паслайтис и других — многофункциональное здание „Grand Duke Palace“ c торговой галереей площадью 5710 м2 и апартаментами проспект Гедимина, Gedimino pr. 20).
- Дом Яна Слизеня (1913) на улице Исландиёс (Islandijos g. 4, в советское время улица П. Цвиркос) с напоминающим барокко фронтоном, отличающимся пластичностью главного четырёхэтажного фасада с выдающимися вперёд удлинёнными формами лоджий. На нижнем первом этаже был спроектирован магазин, на остальных трёх этажах — по две квартиры.
- Дом М. Дайона (1913) на улице Театро (Театральная, Teatro g. 9), с необарочным фронтоном и обрамлённым колоннами порталом, с рационально зонированными помещениями.
- Городская вилла Янины Вильчевской на улице П. Скоринос (P. Skorinos g. 16) с элементами «усадебного стиля», воспроизводящего архитектурный стиль польских дворянских усадеб (двухъярусная черепичная крыша, сени с колоннами).
Кроме того, в необарочном стиле перестраивал дворец Игнацы Корвин-Милевского (1895, по другим сведениям в 1892—1893 годах ; ныне дворец Союза писателей Литвы на улице К. Сирвидаса (K. Sirvydo g. 6, в советское время улица Рашитою, Raytoj g.).
Спроектировал также три частных доходных многоквартирных дома на Завальной (ныне Государственный еврейский музей Виленского Гаона на Пилимо, Pylimo g. 4, с родовым гербом Наленч над фронтоном), Садовой (ныне Соду, Sod g. 17), Шопена (V. openo g. 1).