Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Ротенберг, Евсей Иосифович

Ротенберг, Евсей Иосифович

Наука - Другое

18 июля 1920 - 15 октября 2011

российский искусствовед, один из крупнейших отечественных специалистов по истории западноевропейского изобразительного искусства XVI–XVII вв


Евсей Иосифович Ротенберг (1920—2011) — российский искусствовед, один из крупнейших отечественных специалистов по истории западноевропейского изобразительного искусства XVI–XVII вв., автор основополагающих трудов по классическому искусству Западной Европы. Кандидат искусствоведения (1956), доктор искусствоведения (1972). Почетный член Российской академии художеств (2008).

Биография, этапы научной деятельности

Родился 18 июля 1920 г. в городе Туле, в семье бухгалтера. Увлечение изобразительным искусством возникло в результате саморазвития, а не передалось Евсею Ротенбергу от родителей: его отец «принадлежал к такому типу людей, которые совершенно не имеют предрасположенности к восприятию изобразительного», мать была домохозяйкой; в семье, по собственным словам Е. И. Ротенберга, «не было ни книг, ни тем более картин».

В 1938 г. Евсей Ротенберг поступил на искусствоведческое отделение Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ), где учился у Н. И. Романова, М. В. Алпатова, В. Н. Лазарева. В начале войны трижды пытался призываться в армию, но из-за плохого зрения не был призван и после закрытия института уехал с родителями в эвакуацию. Через год, получив при содействии профессора М. В. Алпатова вызов в Москву, вернулся и продолжил обучение в МГУ имени М. В. Ломоносова. Работал на трудовом фронте.

В 1944, еще до окончания университета, Е. И. Ротенберг поступает работать в отдел западноевропейского искусства Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Музей стал вторым важным этапом в профессиональном и творческом формировании ученого. Е.И.Ротенбергу выпало участвовать в процессе возрождения музея к нормальной жизни. Именно здесь он впервые вступил в тесный практический контакт с художественными произведениями, постиг многие особенности их музейного существования, в частности науку экспозиции, и навсегда проникся убеждением, что основу искусствознания составляет непосредственное соприкосновение с произведением искусства: памятник – это главный предмет изучения. Это убеждение было подкреплено в связи с культурным событием особого значения: в первые послевоенные годы Музей им. А. С. Пушкина принял на хранение коллекции германских музеев и прежде всего – собрание Дрезденской галереи. Ротенберг был назначен хранителем её экспозиционной части. Позднее Евсей Иосифович дал очень образную оценку музейного этапа на пути становления профессионального искусствоведа:

«…Я бы сказал, что музейная работа для историка искусств – это как

военная служба для мужчины. Через это надо пройти».

— Е. И. Ротенберг. (Л. С. Чаковская «Беседы с Е. И. Ротенбергом»).

В 1948 году Е. И. Ротенберг поступает в аспирантуру. Дипломную работу в университете, об искусстве Вермеера, а затем и кандидатскую диссертацию («Реалистические основы голландской живописи XVII века. (Рембрандт и мастера жанровой живописи)») он готовил у Б. Р. Виппера. Учебу в аспирантуре Ротенберг совмещал с работой ученым секретарем в Музее им. А. С. Пушкина, на эту должность его назначили в 1947 г.

В 1949 году экспозицию из собрания Дрезденской галереи (которая просуществовала в Музее им. А. С. Пушкина несколько лет в «полузакрытом» режиме) разобрали и убрали в запасники, а музей был превращен в постоянно действующую выставку подарков Сталину. Большая часть сотрудников была уволена, а вся музейная работа была фактически свернута. В 1950 году Е. И. Ротенберг уходит из музея и целиком сосредотачивается на учебе в аспирантуре, которую заканчивает в 1952 году.

Следующий этап в деятельности ученого связан с Институтом теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР, где он работал в секторе западноевропейского искусства с 1953 по 1971 год. Продолжая готовить диссертацию (защита состоялась в 1956 г.), Е. И. Ротенберг вошел в авторский коллектив по созданию многотомной «Всеобщей историей искусств» (под общей редакцией А. Г. Чегодаева. Труд такого объема и основательности предпринимался в советском искусствознании впервые и был призван создать необходимый общий базис отечественной науки об искусстве, дать специалистам и широкому кругу читателей представление о мировом художественном процессе в целом. Участие Е.И.Ротенберга в подготовке этого труда было многообразным: он выступал как автор целого ряда отдельных глав, как редактор нескольких томов, как составитель иллюстративных разделов. В эти годы он проявил себя специалистом самой широкой эрудиции, как общей, так и специальной, связанной с кругом его главных научных интересов. По мнению Ротенберга, каждый профессионал в области искусствознания должен быть готовым «схватиться» с любым культурно-художественным объектом, если того потребуют обстоятельства. Эта прагматика ремесла позволила ему сделать вывод, превратившийся со временем в максиму, которую он неоднократно высказывал своим сотрудникам, в разных ситуациях: «историк искусства обязан мыслить культурой в целом».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ