Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Ротенберг, Евсей Иосифович: биография

XVII век представляет, по мнению Ротенберга, переломную эпоху в общей эволюции стиля. Происходит резкая дифференциация искусств, возникают новые объекты, новые темы и новые средства художественного обобщения. В этот период становится очевидной невозможность всеобщего синтеза в пределах целостной формально-содержательной системы для всех национальных культур Западной Европы. Параллельное развитие в XVII веке двух, а не одной, как прежде, стилевых систем – барокко и классицизма – симптом критической ситуации в истории эпохального стиля Другим свидетельством кризиса «стилевой формы» как всеобъемлющего «стиля эпохи» становится расцвет станковой картины, подрывающей стилевое начало в его зерне, в его ориентации на синтез искусств. Обособление станковой картины оценивалось Е. И. Ротенбергом в связи с активизацией индивидуально-творческого начала, отсутствием строгой предопределенности для художника в следовании общим стилевым нормам, – иначе говоря, с выходом за рамки стиля и возникновением «внестилевой формы» художественного мышления. В целом культура XVII столетия характеризуется своеобразным равновесием «стилевой» и «внестилевой» форм художественного творчества .

Особенности творческого метода

Яркое эстетическое переживание как исходный момент и ведущий стимул исследования и образный анализ как его главный инструмент составили особенность научного подхода Е. И. Ротенберга, выразившуюся в характерной ориентации ученого на «принципе эстетического максимума» – он сосредоточивал особое внимание на эпохах, где искусство переживает момент расцвета, уникального по широте развернутых возможностей и степени духовной насыщенности (Ренессанс, XVII век); на странах, где этот расцвет дал наиболее впечатляющие результаты (Италия, Голландия); на мастерах, с творчеством которых связаны вершинные достижения каждой эпохи (Микеланджело, Тициан, Рембрандт, Вермер); на магистральных тенденциях художественного процесса; на стержневых проблемах и комплексах проблем; на центральных произведениях.

«Всегда тяготевший к широким обобщениям, Е. И. Ротенберг был, тем не менее, решительным противником абстрактных спекуляций, оторванных от живой практики искусства, отстаивал разницу между художественной теорией, обобщающей особенности реального творческого процесса, и эстетикой как наукой, как философской дисциплиной. В противовес спекуляциям на языке понятий он выдвигал фундаментальную, узловую роль конкретного художественного произведения в творческом методе искусствознания. Не отрицая значение исторического и культурного контекста, роль заказчика, обстоятельств личной жизни художника считал, что все, что хочет поведать миру тот или иной памятник, то, чем он ценен современникам и потомкам, заключено в нем самом, нужно только суметь все это в нем «прочесть». Полагал, что наиболее объективный и интересный анализ произведения искусства можно (и нужно) сделать тогда, когда мы ничего о нем не знаем, а только непосредственно исследуем его как объект наблюдения. В этой связи высоко ценил Б. Р. Виппера, который обычно избегал слишком подробного внедрения произведения или художника в средовой контекст, но обладал способностью в немногих словах быстро схватить самое главное зерно образа или творческой индивидуальности»

— М. И. Свидерская. Он человек был, человек во всем... (Памяти Е. И. Ротенберга).

Избранные работы

Монографии

  • Микеланджело. М., «Искусство», 1964. 182 с.
  • Искусство Италии XVI века. М., «Искусство» (серия «Памятники мирового искусства», Вып. 1), 1967. 495 с.
  • Искусство Голландии XVII века. М., «Искусство», 1971. 235 с.
  • Западноевропейское искусство XVII века. М., «Искусство» (серия «Памятники мирового искусства», Вып. 4), 1971. 520 с.
  • Искусство Италии. Средняя Италия в период Высокого Возрождения. М., «Искусство», 1974. 213 с.
  • Искусство Италии XVI – XVII веков. Избранные работы. М., «Советский художник» (серия: «Библиотека искусствознания»), 1989. 335 с. ISBN 5-269-00016-4
  • Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы. М., «Искусство», 1989. 286 с. ISBN 5-210-00048-6
  • Ротенберг Е. И. Искусство готической эпохи. Система художественных видов. — М., «Искусство», 2001. — 233 с. — ISBN 5-210-00048-6.
  • Искусство романской эпохи. Система художественных видов. М., «Индрик», 2007. 255 с. ISBN 5-85759-389-9

Статьи и главы в коллективных трудах

  • Искусство эпохи Эллинизма // Всеобщая история искусств, в 6 томах. Том 1. М., «Искусство», 1956. С. 251–288.
  • Искусство Скандинавских стран и Финляндии // Всеобщая история искусств, в 6 томах. Том 2, книга 1. М., «Искусство», 1960. С. 469–489.
  • Искусство Цейлона; искусство Индонезии // Всеобщая история искусств, в 6 томах. Том 2, книга 2. М., «Искусство», 1960. С. 253–279.
  • Изобразительное искусство Средней Италии в период Высокого Возрождения; архитектура Нидерландов // Всеобщая история искусств, в 6 томах. Том 3 (под общей редакцией Ю. Д. Колпинского и Е. И. Ротенберга) М., «Искусство», 1962. С. 264–217; 295–301.
  • Введение; искусство Голландии //Всеобщая история искусств, в 6 томах. Том 4 (под общей редакцией Ю. Д. Колпинского и Е. И. Ротенберга). М., «Искусство», 1963. С. 9–26; 127–180.
  • Послесловие к лекциям Макса Дворжака // Дворжак М. Искусство Италии в эпоху Возрождения (в 2-х томах). М., «Искусство» 1978.
  • Микеланджело. Вопросы творческого метода. Место и роль живописи в творчестве Микеланджело // Микеланджело и его время (сборник статей под ред. Е. И. Ротенберга и Н. М. Гершензон-Чегодаевой). М., «Искусство», 1978. С. 17–31, 64–94.
  • Тициан и его место в искусстве Возрождения (к 400-летию со дня смерти Тициана) // Советское искусствознание `77. Вып. 2. М., 1978. С. 165–190.
  • Рубенс. Тематические принципы // Мастера классического искусства Запада. М., Наука, 1983. С. 33–80.
  • Пуссен. Тематические принципы. Советское искусствознание `80. Вып. 2. М., 1981. С. 140–169.
  • Вермер. Тематические принципы. Советское искусствознание `82. Вып. 2. М., 1981. С. 36–99.
  • Веласкес. Тематические принципы. Советское искусствознание. Вып. № 22. М., 1987. С. 238–296.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ