Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Сабо, Эрик Владимирович

Сабо, Эрик Владимирович

Дизайн

День рождения 14 августа 1933

советский автомобильный дизайнер, член Союза художников СССР и Союза дизайнеров России


Эрик Владимирович Сабо (род. 1933) — советский автомобильный дизайнер, член Союза художников СССР и Союза дизайнеров России. Обладатель десяти авторских свидетельств на внешний вид автомобилей, интерьеры салонов и элементы кузовов. Многие из его проектов воплотились в серийной продукции.

Биография

Родился 14 августа 1933 года.

Окончил Московское художественно-промышленное училище (знаменитая «Строгановка») и был распределён в 1957 году на Завод имени Лихачёва. Для проверки «профпригодности» вчерашнему студенту поручили обновить внешний вид передка советского лимузина ЗИС-110. Новый анфас настолько преобразил устаревший лимузин, что дизайнеру сразу же дали серьезное задание — разработать экстерьеры ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.

Внешние изображения
Э. В. Сабо за кульманом
Эрик Сабо (слева) и Эдуард Молчанов

Настоящим творческим успехом Эрика Сабо стал проект многоместного автомобиля высшего класса. Не имеющая аналогов «Юность» в 1967 году завоевала главный приз на международной неделе автобусов в Ницце. Расставшись с ЗИЛом по принципиальным причинам (давление со стороны руководства завода по разработке легкового ЗИЛ-111Г), он перешёл в 1962 году в Специальное художественно-конструкторское бюро (СХКБ), где познакомился с талантливым художником Эдуардом Молчановым, создав с ним творческий тандем.

Разработанный ими для Серпуховского мотозавода «джипик» превратился в «инвалидку» СМЗ С3Д. Выполненный Эдуардом и Эриком апгрейд ЗИЛ-130 был призван освежить примелькавшийся облик пятитонки. Следующий и самый длительный этап творческой деятельности Эрика Сабо связан с НАМИ, где он возглавил сектор технической эстетики. Дизайн-проекты переднеприводного «Василька», «двухобъемного» таксомотора и интерьера кабины БелАЗа опережали возможности промышленности, раздражая министерское начальство. Проектам обновленного ЛуАЗа и городских автобусов повезло чуть больше: спустя годы они все же воплотились в металле. А вот ереванский фургончик и тяжеловоз КрАЗ-250 не только попали на конвейер, но и принесли своему создателю «Свидетельства на промышленный образец».

Эрик Владимирович был вынужден часто отрываться от кульмана — этого требовала должность заместителя председателя Художественно-конструкторского совета Минавтопрома. Приходилось выезжать на производства для вынесения вердикта — удовлетворяет ли представленное изделие требованиям эстетики. Об авторитете Эрика Сабо говорит также такой факт — в 1987 году он дал рекомендацию для вступления в Союз дизайнеров Юрию Ароновичу Долматовскому. С 1965 по 1993 годы, работал в НАМИ, где возглавил сектор технической эстетики. Здесь, в числе других автозаводов, сотрудничал с Рижской автобусной фабрикой (РАФ), создав дизайн-проект экспериментального стеклопластикового микроавтобуса, планировавшегося к выпуску в Риге. В конце своей деятельности Э. В. Сабо преподавал курс автомобильного дизайна в МАМИ (1993—2013).

В 2013 году в России был выпущен комплект открыток работ Э. В. Сабо.

Интересно, что в 1959 году Эрик Сабо создал фантастическую машину для советского художественного фильма «Планета бурь».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ