Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Барт, Ролан: биография

В 1977 году Барт опубликовал работу на стыке филологического исследования и художественного произведения — «Фрагменты речи влюбленного». В ней Барт анализирует эротическое чувство, выделяя важные психологические и эстетические моменты любовных отношений. Это может быть ожидание телефонного звонка, совместное угощение или переживание сплетен. В книге использовано большое количество цитат и аллюзий на произведения западноевропейских авторов, посвященных любви. Особую роль в этой книге играет роман Гёте «Страдания молодого Вертера».

В 1980 году он опубликовал свою последнюю большую работу, которая является одним из самых популярных произведений в области культурологии и семиотики. Это «Camera lucida» («Светлая комната» по-латински), в которой он исследует искусство фотографии XIX—XX веков. Это одно из первых исследований фотографии. В ней он выделяет два основных значения. Первое — studium — обозначает культурную интерпретацию фотографии, второе — punctum — выражает сугубо личный эмоциональный смысл изображения.

Влияние на Новый урбанизм

Рассматривал компактную жизнь в городских центрах как разновидность эротизма, когда разнообразие преобладает и люди могут наблюдать друг друга с безопасного расстояния. Это пробуждает фантазии и возбуждение. В теоретическом течении нового урбанизма (Джейн Джекобс, Дональд Эпплъярд (Donald Appleyard)) эти идеи стимулировали внимание на жизнь улиц.

Основные понятия

«Миф»

Одной из основных проблем, которую разрабатывал Р. Барт, были отношения языка и власти. Язык, с одной стороны, является ключевым узлом для социализации, с другой, — обладая своей структурой, синтаксисом и грамматикой, несёт в себе определённый властный посыл.

В этой связи интересным оказывается осмысление понятия «миф». Для Барта — это особая коммуникативная система, сообщение: философ определяет миф как совокупность коннотативных означаемых, образующих латентный (скрытый) идеологический уровень дискурса. Смысл и направление деятельности мифа оказывается двояким:

  • с одной стороны, он направлен на изменение реальности, имеет целью создать такой образ действительности, который совпадал бы с ценностными ожиданиями носителей мифологического сознания;
  • с другой — миф чрезвычайно озабочен сокрытием собственной идеологичности, то есть он стремится сделать так, чтобы его воспринимали как нечто естественное, само собой разумеющееся.

Барт особо подчеркивает, что миф — это не пережиток архаического сознания, а огромная часть современной культуры. Миф сегодня реализует себя в рекламе, кино, телевидении и т. д.

Работа в кино

В 1979 году Барт сыграл роль Уильяма Теккерея в фильме «Сёстры Бронте».

Библиография Ролана Барта

Ниже представлен список публикаций Р. Барта на русском языке (в алфавитном порядке).

  • Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов / пер. Г. К. Косикова // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв.: трактаты, статьи, эссе. — М.: МГУ, 1987. — С. 387—422.
  • Барт Р. Драма, поэма, роман // Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. — М.: Прогресс, 1986. — То же в сб.: Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / пер. с фр., сост. и вступ. ст. Г. К. Косикова. — М.: Прогресс, 2000. — C. 312—334. — ISBN 5-01-004663-6
  • Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика [: из книги «Мифологии», «Литература и метаязык», из книги «О Расине»; «Литература сегодня»; «Воображение знака»; «Структурализм как деятельность»; «Две критики»; «Что такое критика»; «Литература и значение»; «Риторика образа»; «Критика и истина»; «Наука и литератуа»; «От науки к литературе»; «Смерть автора»; «Эффект реальности»; «С чего начать?»; «От произведения к тексту»; «Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По»; «Удовольствие от текста»; «Разделение языков»; «Война языков»; «Гул языка»; Лекция (1977)] / пер. с фр., сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. — М.: Прогресс, 1989. — 616 с.
  • Барт Р. Критика и истина / пер. Г. К. Косикова // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. — М.: МГУ, 1987. — С. 349—387.
  • Барт Р. Культура и трагедия (Новые переводы. Хрестоматия в помощь студентам-филологам. Составление и общая редакция Н. Т. Пахсарьян. — М., 2005. — C. 328—330)
  • Барт Р. Империя знаков [: сб. заметок по итогам путешествия по Японии] / пер. Я. Г. Бражниковой. — М.: Праксис, 2004. — 143 с. — ISBN 5-901574-31-1
    • Хокку. — С. 87—109.
    • рецензия Р. Ганжи
    • рецензия М. Сухотина
  • Барт Р. Лабрюйер: от мифа к письму // Памятные книжные даты. — М.: Книга, 1988.
  • Барт Р. Сад, Фурье, Лойола [1971] / пер. с фр. Б. М. Скуратова. — М.: Праксис, 2006. — 256 с. — ISBN 978-5-901574-63-8
  • Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс; Универс, 1994. С. 72—130.
  • Барт Р. Мифологии / пер., вступ. ст. и коммент. С. Н. Зенкина. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. — 312 с. — ISBN 5-8242-0048-3; 2-е изд., 2004. — ISBN 5-8242-0076-9; 3-е изд.: М.: Академический проект, 2010. — ISBN 978-5-8291-1239-4.
  • Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. — М.: Радуга, 1983. — С. 306—349. 2-е изд.: М.: Академический проект, 2008. — ISBN 978-5-8291-0897-7.
  • Барт Р. О театре / Пер. М. Зерчаниновой. — М.: Ad Marginem; 2014. — 174 с.
  • Барт Р. Парижские вечера / пер. с фр. А. С. Ильянена, ред. В. Е. Лапицкого // Критическая масса. — 2003. — № 2.
  • Барт Р. Ролан Барт о Ролане Барте / сост., пер. с фр. и послесл. С. Н. Зенкина. — М.: Ad Marginem; Сталкер, 2002. — 288 с. — ISBN 5-93321-031-5; ISBN 5-901948-01-7
    • рецензия А. Скидана.
  • Барт Р. Сад—I / пер. С. Л. Козлова // Маркиз де Сад и XX век. — М: Культура, 1992. — 256 с. — ISBN 5-8334-0006-6
  • Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры // пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. — М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003.
  • Барт Р. Третий смысл: Исследовательские заметки о нескольких фотограммах С. М. Эйзенштейна // Строение фильма [: сб статей] / сост. К. Разлогова. — М.: Радуга, 1984.
  • Барт Р. Третий смысл / — М.: Ad Marginem; 201. — 104 с.
  • Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. М., 1999.
  • Барт Р. Фрагменты любовной речи / Пер. В. Лапицкий. — М.: Ad Marginem; 2015. — 320 с.
  • Барт Р. Школы Роб-Грийе не существует // Роб-Грийе А. Проект революции в Нью-Йорке (недоступная ссылка с 12-05-2013 [1423 дня]) / пер. Е. Д. Мурашкинцевой. — М.: Ad Marginem, 1996.
  • Барт Р. Эффект реальности // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс; Универс, 1994. С. 392—400.
  • Барт Р. Camera lucida / пер., коммент. и послесловие М. К. Рыклина. — М.: Ad Marginem, 1997. — ISBN 5-88059-035-6
  • Барт Р. S / Z: Бальзаковский текст: опыт прочтения / пер. Г. К. Косикова и В. П. Мурат; общ. ред., вступит. ст. Г. К. Косикова. — М.: Ad Marginem, 1994. 2-е изд. испр.: УРСС, 2001. — 232 с. — ISBN 5-8360-0211-8. 3-е изд.: М.: Академический проект, 2009. — ISBN 978-5-8291-1047-5.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ