Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Северин, Гай Ильич

Северин, Гай Ильич

Наука - Другое

24 июля 1926 - 07 февраля 2008

академик Российской академии наук, доктор технических наук, профессор, учёный в области разработки средств спасения и жизнеобеспечения экипажей самолётов, вертолётов и космических кораблей


Гай Ильич Северин (24 июля 1926, Чудово, ныне Новгородской области — 7 февраля 2008, Московская область) — академик Российской академии наук, доктор технических наук, профессор, учёный в области разработки средств спасения и жизнеобеспечения экипажей самолётов, вертолётов и космических кораблей. Крупнейший специалист в области биомеханики человека в экстремальных условиях полета, методов спасения экипажей самолетов и космических кораблей в аварийных ситуациях. Чемпион СССР по горным лыжам. Генеральный конструктор НПП «Звезда».

Биография

Поступил в Московский авиационный институт в 1942 году и закончил его в 1947-м (по другим данным — в 1949). С 1947 года работал в ЛИИ им. М. М. Громова, занимаясь исследованиями и лётными испытаниями средств спасения экипажей летательных аппаратов и систем заправки самолётов топливом в полёте. Коллективом специалистов ЛИИ под руководством Северина были разработаны принципы и действующие прототипы средств приземления и покидания ракеты-носителя космонавтами кораблей «Восток». С 1958 года преподавал в МАИ (с 1976 года – профессор).

С января 1964 года назначен одновременно конструктором и директором завода №918 (с 1994 года НПП «Звезда»), расположенного в подмосковном посёлке Томилино. Участник подготовки к полёту Ю. А. Гагарина и других космонавтов кораблей «Восток», «Восход» и «Союз». Под его руководством разработаны скафандры (в частности, «Беркут», «Ястреб», «Кречет», «Орлан», «Сокол» и их модификации), системы жизнеобеспечения и средства аварийного покидания в авиации и всех советских и российских космических кораблей и орбитальных станций, начиная с кораблей «Восход», шлюзовая камера корабля «Восход-2», установка 21КС для перемещения и маневрирования в открытом космосе (испытана в 1990 году на ОС «Мир», авиационные противопожарные системы, а также ряд других систем и изделий «Звезды». В 1982–2008 – генеральный конструктор и генеральный директор одновременно.

С 1987 года — доктор технических наук, с 1990 года — член-корреспондент АН СССР, с 2000 года — действительный член РАН.

Конструктор катапульты К-36, установленной на самолётах Су-17, Су-24, Су-25, Су-27, Су-34, Су-37, МиГ-29, МиГ-31, МиГ-АТ, Ту-160, Як-36, Як-38 и других. На базе К-36 был создан и сертифицирован комплекс средств спасения для многоразового космического корабля «Буран», включающий кресло К-36РБ и спасательный скафандр «Стриж». Конструктор систем авиационной заправки «шланг-конус».

Автор и соавтор более 100 научных работ и 70 изобретений, ряда публикаций по средствам спасения и космическим скафандрам, один из организаторов и руководителей кафедры систем жизнеобеспечения и безопасности полётов МАИ, автор нескольких учебников и пособий.

Двукратный чемпион СССР по горнолыжному спорту (1949 и 1953 годы), член сборной СССР по горнолыжному спорту. В его честь назван горнолыжный клуб. Избирался почётным членом Президиума Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России.

3 февраля 2008 года упал на горнолыжной трассе, сломав обе ноги, умер в больнице 7 февраля от оторвавшегося тромба, похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

24 июля 2008 года на территории НПП «Звезда» в посёлке Томилино открыт памятник (бронзовый бюст) в честь Г. И. Северина. С декабря 2009 года ОАО «НПП «Звезда» носит его имя, а на главном корпусе предприятия открыта мемориальная доска в его честь.

Семья

Отец — главный агроном при исправительном учреждении.

Отец из крестьянской семьи. Сапожник. Жил под Прохоровкой. Отец выучился в школе, гимназии, а потом закончил сельскохозяйственный институт в Харькове. У него была возможность учиться бесплатно, поскольку он был потомком героя Севастопольской обороны. По инициативе Льва Толстого и интеллигенции был принят такой закон — на потомков героев Севастополя распространялись разные льготы, в том числе и бесплатное образование. Отец стал ученым агрономом еще до революции. Как и все студенты, участвовал в революционным движении, был левым эсером. А потом он попал под бдительное око органов, но его не расстреляли как эсера, а использовали как ученого-агронома, забрав в наркомат внутренних дел. Там он стал комбригом, а по должности был главным агрономом всех совхозов, где работали заключенные. Сибирские, Соловецкие лагеря, и каждый год мы переезжали то под Красноярск, то под Новосибирск, то на Север. В 1937 году нарком внутренних дел подарил ему один из первых автомобилей, которые начал выпускать Горьковский автозавод, а потом отец стал врагом народа и его посадили. Отец отсидел два с половиной года, а потом пришел Берия, который некоторое количество заключенных освободил...

...он уехал под Алма-Ату в колхоз, где работал старшим агрономом до глубокой старости.

— Г. Северин

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ