Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Седнёв, Иван Дмитриевич

Седнёв, Иван Дмитриевич

Монархи

унтер-офицер гвардейского экипажа, проходил службу на Императорской яхте «Штандарт», лакей детей Николая Второго и официант Их Величеств


Иван Дмитриевич Седнёв — унтер-офицер гвардейского экипажа, проходил службу на Императорской яхте «Штандарт», лакей детей Николая Второго и официант Их Величеств. После Февральской революции и отречения Николая Второго последовал за царской семьёй в ссылку. Возмущался условиями содержания царской семьи в доме Ипатьева и воровством охраной вещей, принадлежащих царской семье. Был арестован и вскоре убит большевиками незадолго до расправы над царской семьёй.

Биография

Из крестьян, родители занимались сельским хозяйством. По достижению работоспособного возраста И. Д. Седнёв начал работать маслёнщиком на Варгунинской писчебумажной фабрике. После кончины отца вся семья (мать и сестра) осталась на попечении И. Д. Седнёва. Вскоре после этого его женили. Венчанье происходило в угличской церкви Корсунской Божьей Матери. После свадьбы, в 1909 году, И. Д. Седнёв уехал в Санкт-Петербург на заработки. Устроившись, перевёз в столицу и жену. В начале 1911 года его призвали на службу на Флот. Начал службу машинистом на яхте «Полярная Звезда», затем его перевели на Императорскую яхту «Штандарт».

На службу в царскую семью И. Д. Седнёв попал благодаря рекомендации своего друга матроса «Штандарта» К. Г. Нагорного, который был при Цесаревиче дядькой. И. Д. Седнёв стал лакеем великих княжон, являясь не только помощником, но и телохранителем царских детей, везде сопровождая их, что было жизненно важно во времена, когда революционеры вели охоту на представителей царствующей династии.

В дневниковых записях Николая и Александры упоминания о Седнёвых встречаются часто, последняя называла его «добрый Седнёв…», а фрейлина, А. А. Вырубова - «прекрасным человеком».

В ссылке с царской семьёй. Арест и гибель

Когда царская семья в августе 1917 года высылалась в Тобольск, возможность покинуть службу была у всех императорских слуг, но И. Д. Седнёв предпочёл остаться в семье отрёкшегося монарха и добровольно отправился вместе с ними в ссылку. Когда царскую семью частями (ввиду болезни цесаревича Алексея) отправляли из Тобольска в Екатеринбург, И. Д. Седнёв был отправлен в первой группе вместе с царём и царицей.

В апреле 1918 года в Тобольск прибыл большевистский вооружённый отряд, под командованием матроса Балтийского флота — П. Д. Хохрякова. Узнав, что в числе слуг царской семьи есть и матросы-балтийцы, Хохряков пригрозил, что сведёт счёты с «предателями революции», «позорящими революционный флот», если они не оставят своей службы при царской семье.

Прежде чем быть допущенными в дом Ипатьева, все прибывшие с царской семьёй слуги давали чекистам расписку следующего содержания: «Я, нижеподписавшийся,… даю настоящую расписку в том, что, желая продолжать служить при бывш царе Николае Романове, обязуюсь подчиняться и выполнять все распоряжения Уральского областного Совета, исходящие от коменданта дома, считая себя на равном состоянии, как и остальная семья Романовых». Историк В. М. Хрусталёв писал, что подписывая эту расписку, царские слуги подписывали собственный смертный приговор.

В Екатеринбурге у И. Д. Седнёва и К. Г. Нагорного (прибывшего со второй партией ссыльных) практически сразу начались конфликты с екатеринбургской охраной царской семьи — бывшие матросы «Штандарта» поднимали голос в защиту притесняемых охраной узников, принялись смывать со стен стихи и рисунки неприличного и оскорбительного для царской семьи содержания, которые оставляли красноармейцы-охранники. Но окончательно решило их судьбу то, что они позволили себе открыто возмущаться тем, что охрана ворует вещи, принадлежащие царской семье.

Пьер Жильяр вспоминал впоследствии: «…эти два милых малых не могли скрыть своего возмущения, когда увидели, как большевики забирают себе золотую цепочку, на которой висели у кровати больного Алексея Николаевича его образки». 15 (28) мая 1918 года И. Д. Седнёв и К. Г. Нагорный были взяты из Ипатьевского дома и доставлены в Екатеринбургскую тюрьму. Арестованных слуг лишили вещей и денег и поместили в общей камере тюрьмы, где содержались арестованные чрезвычайной следственной комиссией. Их сокамерником был князь Львов, который впоследствии дал показания следствию об убийстве царской семьи о рассказах арестованных матросов об условиях содержания царской семьи в доме Ипатьева.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ