Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Семенцов, Александр Николаевич

Семенцов, Александр Николаевич

Живопись

17 мая 1941 - 17 марта 2005

советский и российский художник, физик и альпинист


Александр Николаевич Семенцов (17 мая 1941 года, Керчь, СССР — 17 марта 2005 года, Санкт-Петербург, Россия) — советский и российский художник, физик и альпинист. Наиболее известен пейзажной живописью и натюрмортами, жанровыми работами, живописью и графикой, посвящённым вооруженным конфликтам на постсоветском пространстве.

Биография

Семенцов родился 17 мая 1941 года в Керчи за месяц до начала Великой отечественной войны и младенцем пережил эвакуацию в Тбилиси. Ещё в детстве он увлёкся живописью, но выбрал профессию физика и в 1960 году поступил на физико-математический факультет Тбилисского государственного университета. Семенцов совмещал учёбу с заниятиями искусством, в начали 60-х годов прошла его первая выставка, которая поспособствовала приёму сразу на третий курс Тбилисской академии художеств в 1963 году.

В академии Семенцов учился в классе рисунка известного живописца, представителя Серебряного века русской культуры Василия Шухаева. Также в Сухуми он познакомился с художницей Варварой Бубновой, носившей неофициальное звание «амазонки авангарда». После выпуска из академии художеств в 1965 году Семенцов ещё два года посещал факультет искусств Тбилисского государственного университета. Его естественно-научное образование завершилось в 1966 году, художественное — в 1967.

По распределению Семенцов был направлен на работу в Сухумский физико-технический институт, где и проработал следующие 20 лет, совмещая экспериментальную физику в лаборатории, занятия живописью и увлечение альпинизмом. С 1970 по 1986 год Семенцов неоднократно экспонировался на ежегодных осенних и весенних салонах Тбилиси и Сухуми и принимал участие в выставках абхазских художников в городах Советского Союза (Москве, Нальчике, Санкт-Петербурге, Тбилиси, Кутаиси) и Европы (Берлине, Варшаве). В качестве альпиниста в 1970-х и 80-х годах Семенцов неоднократно участвовал в спасательных операциях на маршрутах высокогорий Кавказа. В 1976 году он вошел в Союз художников Грузинской ССР, на рубеже десятилетий был принят в Союз художников Абхазской АССР, в 1986 году стал членом Союза художников СССР.

В начале 90-х годов Семенцов переехал из Сухуми в Ленинград. В 1990 году прошла его первая персональная выставка в Берлине, в 1991 году — персональная экспозиция в петербургском литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского, параллельно Семенцов принимал участие в осенних и весенних салонах Санкт-Петербургского Союза художников. В 1992 году он был вынужден кратковременно вернуться на родину, чтобы вывезти свою дочь Елену из региона, где разгорелась война между грузинами и абхазами. Увиденное сильно повлияло на его дальнейшее творчество и по возвращении в Петербург он начал работу над полотнами, посвящёнными событиям на родине.

В 1993 году Семенцов стал членом петербургского Союза художников, в 1993 и 1994 годах в одной из первых петербургских галерей современного искусства — «Борее» на Литейном проспекте — прошли его персональные выставки. В частности, там была представлена серия «Лезвие», посвящённая войне в Абхазии.

С начала 90-х годов Семенцов много путешествовал и выставлялся за границей. Он посетил родные места своих любимых живописцев — Испанию и Францию. Он выставлялся в Афины, Лионе и городах Германии. После поездки в Берлин по совету местного галериста посетил Бесков в земле Бранденбург. Семенцов полюбил городок, разительно отличавшийся от Санкт-Петербурга, арендовал мастерскую в музейном комплексе Burg Beeskow и в последующие годы много работал в Бескове.

17 марта 2005 года Александр Семенцов умер в Санкт-Петербурге от остановки сердца. В июне 2005 года имя художника было посмертно включено в «Золотую книгу» Бескова в знак признания его творчества и заслуг перед городом.

Хронология творчества

Александр Семенцов владеет методом лёгкого соприкосновения — его пейзажи хочется назвать сквозными в том смысле, что контуры мира уже явлены в них, в самом первом, авангардном слое, едва различимом для обычного ока. <...> В графике Семенцова нет многоцветья, в ней всего лишь несколько сюжетов — но зато самых устойчивых, безразличных к форме соучастия, к вопросу «С кем происходит?» Александр Секацкий

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ