Никколо Семитеколо (итал. Niccolo Semitecolo) (также Николетто Семитеколо (итал. Nicoletto Semitecolo); работал во второй пол. XIV века) — итальянский художник.
Письменные свидетельства позволяют проследить творчество художника с 1353 по 1370 год. Судя по фамилии, Никколо по происхождению был греком. Его единственная подпись на картине – «NICHOLETO SEMITECHOLO DA VENEXIA» (Николетто Семитеколо венецианец) в свою очередь свидетельствует, что он был гражданином Венецианской республики. Архивный документ от 7 марта 1353 года именует Семитеколо художником, и сообщает, что он как житель приписан к приходу церкви Св. Луки. Сохранившиеся произведения художника немногочисленны.
Годы ученичества и ранний период Семитеколо не имеют документального освещения. Исследователи полагают, что обучение и раннее творчество Никколо связаны с мастерской Паоло Венециано и кругом художников, работавших там. После смерти этого выдающегося венецианского живописца творческие наработки мастерской Паоло были продолжены его учениками, такими как Лоренцо Венециано, Катарино, Донато и Стефано ди Сант Аньезе. В их произведениях ощущается сильное византийское влияние, скорректированное готическими импульсами, время от времени проникавшими в Венецию с севера. Иконография и живописные приёмы, применявшиеся учениками Паоло Венециано, были достаточно однообразными для того, чтобы вызвать у позднейших исследователей многочисленные дискуссии относительно авторства тех или иных произведений. К таким работам относится «Мадонна с младенцем» (Мадонна Смирение) из ГМИИ им. Пушкина (Москва), которая ныне вновь приписывается Никколо Семитеколо. Эту икону считают ранним произведением художника, поскольку она, с одной стороны, близка к кругу подобных икон созданных наследниками Паоло Венециано, с другой, заметно отличается от более позднего цикла о св. Себастьяне, который Никколо создал под влиянием падуанского мастера Гварьенто ди Арпо. Другую раннюю работу, «Коронование Марии» из собрания Тиссена-Борнемисса, (на ней стоит дата «1355» год, но нет подписи автора) американский исследователь Уильям Суида приписал кисти Никколо по формальным признакам, однако дальнейшие исследователи (Дзери, Босковиц) оспорили эту атрибуцию, и ныне икона числится за анонимным «Мастером 1355 года». Подобные разночтения характерны и для иных неподписанных произведений Никколо Семитеколо.
В 1367 году художник обнаруживает себя в Падуе, где он создал цикл картин с эпизодами из жития св. Себастьяна для сакристии местного собора. По всей вероятности Никколо приехал в Падую для работы помощником Гварьенто ди Арпо в период росписи церкви Дельи Эремитани (церковь Отшельников). Предполагают, что Никколо познакомился с Гварьенто в 1361 году, когда тот прибыл в Венецию для того, чтобы расписать фресками люнет гробницы дожа Дольфино. Гварьенто был придворным художником правителей Падуи - семейства Каррара, его творчество сильно продвинулось в сторону усвоения и синтеза готических приёмов. Он оказал большое влияние на искусство Никколо (некоторые считают Никколо просто учеником падуанского мастера). По мнению экспертов падуанский период в творчестве Никколо Семитеколо представляет собой сложную смесь элементов придворного искусства Падуи и Тревизо, влияния Гварьенто и Томмазо да Модена. Об этом свидетельствуют картины реликвария, большинство из которых сегодня хранится в городском музее Падуи. Они представляют собой восемь деревянных панелей; четыре посвящены житию св. Себастьяна – «Св. Себастьян ободряет в суде Марка и Марцеллина», «Мученичество св. Себастьяна», «Избиение св. Себастьяна» и «Положение св. Себастьяна во гроб»; другие работы в этой серии – «Мадонна с младенцем», «Св. Троица», «Св. Даниил» и «Св. Себастьян».
-
Св. Себастьян ободряет в суде Марка и Марцеллина. 1367.Окружной музей, Падуя
-
Мученичество св. Себастьяна.1367.Окружной музей, Падуя
-
Избиение св. Себастьяна. 1367.Окружной музей, Падуя
-
Положение св. Себастьяна во гроб. 1367.Окружной музей, Падуя