Сенья ди Бонавентура (итал. Segna di Buonaventura, известен по документам с 1298 г. по 1326 г., Сиена) — итальянский художник.
Биография
Сенья был сыном Бонавентуры, брата знаменитого сиенского художника Дуччо, то есть приходился последнему племянником, поэтому обучался азам живописного ремесла он наверняка в мастерской своего дяди. Все произведения, на которых есть его подпись, находятся в русле манеры Дуччо. Исследователи единодушно считают, что Сенья работал в «боттеге», то есть в мастерской Дуччо, и хорошо изучил его стиль и творческие секреты. В пользу этого говорит и тот факт, что после кончины Дуччо, наступившей в 1319 году, Сенье была поручена реставрация алтарной картины «Маэста», созданной его великим родственником в 1302 году для Капеллы Девяти (Совет Девяти был высшим правительственным органом Сиены; эта «Маэста» не сохранилась; согласно документам – она была первой алтарной картиной с пределлой). Реставрацией этого алтарного образа Сенья ди Бонавентура занимался между 1319 и 1321 годами.
В сиенских архивных документах имя Сеньи несколько раз упоминается с 1298 по 1326 год, однако у исследователей нет полной уверенности, что во всех записях речь идёт об одном и том же Сенье. Платёжные документы неоднократно сообщают о выплатах денежных сумм некоему «Segna» за роспись книжных обложек, а также таволетта для сиенского казначейства, Биккерны, в 1298, 1306, 1311, 1322 годах, но определить что это именно Сенья ди Бонавентура сегодня уже невозможно. В 1317 году за работу над алтарной картиной для братства августинцев в Леччето, под Сиеной, он получает плату в 4 флорина. В 1316 и 1318 годах его имя появляется в качестве жителя, приписанного к приходской церкви Сан Пьетро Овиле, Сиена, а в 1319 году — жителя Ареццо. В том же 1319 году он получает плату в 8 лир за подновление фигуры Богоматери в сиенском Палаццо Пубблико (Городская ратуша). Документ от 1321 года также сообщает о выплате Сенье, на сей раз небольшой суммы в 1 лиру и 11 сольди за надпись на картине для Палаццо Пубблико.
У Сеньи ди Бонавентура было два сына, ставших художниками – Никколо ди Сенья, и Франческо ди Сенья. Из них наибольшую известность имеет Никколо, перенявший манеру отца, и начавший самостоятельную карьеру между 1325 и 1330 годами. Франческо известен только по архивным документам, хотя исследователи прилагают усилия, чтобы определить особенности его творческой манеры и круг его возможных работ.
Сенья ди Бонавентура не был богатым человеком. Согласно документу от 1318 года его состояние оценивалось не более чем в 50 лир. Возможно, его труды не приносили большого дохода, и своим сыновьям он оставил весьма скромное наследство. Обычно датой смерти художника называют 1331 год: из документа от 1332 года можно понять, что к тому моменту Сеньи уже не было в живых.
Произведения
До наших дней дошло всего четыре подписанные художником произведения. Это «Расписной крест» из ГМИИ им. Пушкина, Москва; «Маэста» из Кастильон Фьорентино (Ареццо); Полиптих, созданный в 1320-х годах, четыре части которого хранятся в Музее Метрополитен, Нью-Йорк и в музее Сан Франческо, Ассизи; четыре части полиптиха из Пинакотеки, Сиена. Пятой работой, практически бесспорной в отношении авторства Сеньи, считается «Мадонна с младенцем» из Епископальной семинарии города Сиена (исследователи отождествили это произведение с иконой заказанной братством августинцев из Леччето, за что художник получил плату в декабре 1317 года; об этом сохранилась запись в архивах).
«Маэста» из Кастильон Фьорентино (1306) является репликой на «Маэста» Дуччо от 1302 года. Художник изобразил Мадонну с младенцем на троне, Иоанна Крестителя, св. Григория, шесть ангелов, и четырёх донаторов у подножья трона Богородицы. Форма трона выдержана в стиле произведений семейства Космати, а размеры фигур донаторов подчеркивают величие божественных сил Мадонны и ничтожность человека. Возможно, эта работа лучшая из сохранившихся произведений художника.
Кроме четырёх подписанных работ, по стилистическим особенностям художнику приписывают целый ряд неподписанных произведений. Среди них в первую очередь следует упомянуть ещё один вариант величания Богородицы — «Мадонна со святыми», хранящийся ныне в коллекции Фонда Монто деи Паски в Сиене. Как и в первом варианте, мастер изобразил Богоматерь с младенцем на троне, но изменил её свиту. На сей раз это святые Варфоломей и Ансаний (св. Ансаний числится среди покровителей Сиены), а у подножья трона Богородицы преклонил колени один донатор. Специалисты считают, что картина, скорее всего, была создана для приходской церкви, возможно, для женского монастыря, подтверждением чему может служить фигурка монахини-заказчика в правом нижнем углу. Приблизительная датировка произведения — 1320 год.