Владимир Глебович Серебровский (13 ноября 1937, Самара — 13 апреля 2016, Москва) — советский и российский театральный художник, народный художник Российской Федерации (2007), член Союза Художников и Союза Театральных деятелей, член комиссии по сценографии Союза театральных деятелей, главный художник МХАТ им. Горького.
Биография
Происхождение
Родился в Самаре, был назван и получил фамилию от деда, Владимира Васильевича Серебровского. Владимир Васильевич был сыном крепостных крестьян, который окончил духовную семинарию, где и получил фамилию Серебровский, затем был распределен в Нижний Новгород, в один из старообрядческих приходов.
Отец — Глеб Владимирович Серебровский — советский оперный певец (бас), заслуженный артист РСФСР (1934). Дважды лауреат Сталинской премии второй степени (1947) за исполнение партии Додона в опере «Золотой петушок» Римского-Корсакова и третьей степени (1951) — за оперу «От всего сердца» Г. Л. Жуковского. Мать — Любовь Александровна Серебровская (Грюнталь) родилась в 1913 году в дворянской семье с немецким происхождением — советская артистка балета, балетмейстер и педагог.
Детские и юношеские годы
Почти сразу после рождения В. Г. Серебровского семья переезжает из Самары в Саратов, где в возрасте пяти лет мальчика отдают в музыкальную школу, из которой он перешел на живописное отделение художественного училища, куда он был зачислен сразу на второй курс.
В это же время в город Саратов переезжает Николай Михайлович Гущин, советский художник, реставратор, большой друг семьи.
В Саратове он приобретает моторную лодку и изготавливает своими руками первый этюдник восьмилетнему Владимиру Серебровскому, почти все совместные дни они проводят на пленэре, запечатлевая русскую природу. Затем Серебровский поступает на художественный факультет во ВГИК, где обучается с такими известными мастерами своего дела, как С. Алимов, А. Бойм, В. Левенталь, Н. Двигубский, М. Ромадин, А. Кузнецов.
Творческая деятельность
После окончания ВГИКа Серебровский работал во многих театрах Москвы, СССР и зарубежья. Параллельно занимался станковой живописью, участвовал в московских и международных выставках. В. Г. Серебровский, много путешествовал по востоку: Индии, Непале, Японии, где обучался медитационным практикам и изучал написание мандал, так родился его художественный цикл иллюстраций к индийскому эпосу «Рамаяна», работы из которой были так же экспонированы в Калькутте.
В 1988 году в жизни художника происходит судьбоносная встреча с Татьяной Дорониной, которая пригласила Владимира Серебровского на должность главного художника МХАТ им. М. Горького, где его первый спектакль «Вишнёвый сад» А. Чехова в постановке С. Данченко имел оглушительный успех. Вплоть до своей кончины художник создавал удивительные по красоте картины, погружающие зрителя в атмосферу той или иной эпохи.
Следует отметить, что В. Г. Серебровский — один из немногих театральных художников, кто проделал путь от абстрактного искусства к реалистичному.
Так как жизнь Владимира Глебовича всегда была тесно связана с музыкой (художник играл на нескольких инструментах, в частности на ситаре), в нескольких спектаклях он выступал как музыкант и композитор. Также в советское время им была организована студия электронной музыки при музее им. Скрябина в Москве, где художник продолжал дело великого композитора по единению света и музыки, а так же создавал необычные для того времени композиции.
Сценография
Театр им. М. Н. Ермоловой
- «Фунт мяса» А. Куссани 1965
- «Бал воров» Ж. Ануя 1966
- «Золотой мальчик» К. Одетса 1971
- «Черёмуха» В. Астафьева 1976
- «Мэрри Поппинс» П. Трэверс 1976
- «Конец — делу венец» У. Шекспира 1978
- «Глубокое синее море» Т. Рэттигана 1983
Свердловский государственный театр оперы и балета им. А. В. Луначарского
- «Ромео, Джульетта и тьма» К. Молчанова 1967
- «Искатели жемчуга» Ж. Бизе 1968
- «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева 1969