Зинаида Евгеньевна Серебрякова (девичья фамилия Лансере; 28 ноября [10 декабря] 1884, с. Нескучное, Харьковская губерния, Российская империя — 19 сентября 1967, Париж, Франция) — русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица Осипа Браза.
Биография
Семья
Зинаида родилась 10 декабря 1884 года (в автобиографии, написанной в ответ на письмо старшего научного сотрудника Государственной Третьяковской галереи О. А. Живовой, указала датой рождения 12 декабря, что не соответствует документально подтвержденным фактам и другим автобиографиям) в имении Нескучном в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере (1848—1886) — известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна (1850—1933), дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа, в молодости была художником-графиком. Надежда Леонтьевна Бенуа (в замужестве Устинова), двоюродная сестра Зинаиды, была матерью британского актёра и писателя Питера Устинова — таким образом, он приходился З. Е. Лансере двоюродным племянником.
Братья Зинаиды Лансере Николай, — талантливый архитектор, другой, Евгений, сыграл важную роль в истории российского и советского искусства монументальной живописи и графики.
Муж — Борис Анатольевич Серебряков. Дети:
- Серебряков, Евгений Борисович (1906, с. Нескучное — 1990, Ленинград). Архитектор, реставратор. После 1945 года участвовал в восстановлении архитектурных памятников Петергофа.
- Серебряков, Александр Борисович (1907, с. Нескучное — 1995, Париж). Работал над оформлением интерьеров музеев, магазинов, особняков, парковых павильонов; исполнял декоративные панно, монументальные росписи.
- Серебрякова, Татьяна Борисовна (1912—1989, Москва). Театральный художник. Заслуженный художник РСФСР.
- Николаев, Иван Валентинович (1940 г.р.), художник.
- Николаев, Анатолий Валентинович (1946—1984), химик.
- Серебрякова, Екатерина Борисовна (1913—2014), художница, член-основатель и почётный президент Фонда Зинаиды Серебряковой (Франция).
Молодость
В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903—1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. В 1902—1903 она путешествует в Италию. В 1905—1906 занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже.
В 1905 году Зинаида Лансере выходит замуж за студента (позднее железнодорожного инженера), своего кузена Бориса Серебрякова и принимает его фамилию.
Счастливые годы
Как художник, Серебрякова сформировалась в Петербурге, и не изменила себе, несмотря на то, что вторую половину жизни она провела в эмиграции. " Кажется. что без Петербурга она не могла бы состояться, или была бы совсем иной, ибо город, его внешний облик и прошлое, подверг её своему мощному и таинственному облучению. Его отцовство явственно проступает в чертах и характере пушкинской и блоковской муз, в гении Достоевского, его взыскательный дух, величавая гармония, художественное совершенство становились мерой вещей.. может быть, более всего в рисунке, где точность, чистота .. линии играют первостепенную роль. " ."Петербургское" качество оказалось унаследовано и Серебряковой, отцовство Петербурга, «благородство и строгость» различимы и в её творчестве.
Со времён ученичества З. Лансере старалась выразить свою любовь к красоте мира. Её ранние работы — «Крестьянская девушка» (1906, Русский музей) и «Сад в цвету» (1908, частное собрание) — рассказывают о её поисках и остром ощущении красоты русской земли. Эти этюды с натуры показывают, что, несмотря на молодость, её замечательный талант, её твёрдая рука и смелость были очевидны.
Широкую известность принёс Серебряковой автопортрет («За туалетом», 1909, Государственная Третьяковская галерея); впервые показанный на большой выставке, организованной «Миром искусства» в 1910. За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет «Е. К. Лансере» (1911, частное собрание) и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей) — зрелые работы, твёрдые по композиции. Она вступила в общество «Мир искусства» в 1911 году, но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.