Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Сигида, Надежда Константиновна

Сигида, Надежда Константиновна

Активисты

российская революционерка-народница, член партии «Народная воля»


Надежда Константиновна Малаксиано (в замужестве Сигида; 1862, Таганрог — 8 ноября 1889, Карийская каторга, Нерчинский горный округ, Восточная Сибирь) — российская революционерка-народница, член партии «Народная воля».

Биография

Надежда Константиновна Малаксиано родилась в 1862 году в Таганроге (тогда ещё Екатеринославской губернии). Происходила она из известного в Таганроге купеческого рода Малаксиано — многочисленного семейства успешных греческих купцов, фамилия которых в летописи города Таганрога встречается с конца 1700-х годов.

В 1880 году Надежда Константиновна Малаксиано окончила таганрогскую Мариинскую женскую гимназию. Одновременно с ней в гимназии училась Мария Павловна Чехова, сестра А. П. Чехова, будущая художница и педагог.

По окончании курса гимназии Надежда Малаксиано вместе со своей подругой Ариадной Блонской открыла частную начальную школу, в которой стала преподавать, и где со временем тайком стали собираться члены кружка народовольцев. Была членом партии «Народная Воля», членом центральной группы таганрогской народовольческой организации и одной из организаторов подпольной типографии в Таганроге в 1885 году. Являлась хозяйкой конспиративной квартиры, в которой размещалась народовольческая типография. Здесь печатались сборники стихов «Отголоски революции», № 11 — 12 «Народной воли» и другая революционная литература. Также в типографии хранились динамитные снаряды, изготовленные Л. Ф. Ясевичем и предназначенные для покушения на министра внутренних дел Д. А. Толстого. Впоследствии обнаружение снарядов в доме Надежды Константиновны послужило причиной рассмотрения дела о таганрогской народовольческой типографии военным судом. Работа типографии осуществлялась с соблюдением всех мер конспирации. В частности, в целях конспирации в августе 1885 года Надежда Константиновна Малаксиано заключила фиктивный брак с народовольцем, письмоводителем окружного суда, знакомым с типографским делом, Акимом Степановичем Сигидой (1864 — 1888). Вместе с «супругами» в типографии также работали У. Н. Фёдорова и Е. М. Тринидадская. Первая жила в квартире типографии под видом кухарки, вторая — под видом квартирантки.

Однако после массовых арестов (и допросов) народовольцев в Ростове-на-Дону вскрылось, что типографские принадлежности, оставшиеся от ростовской народовольческой типографии, были переданы таганрогской конспиративной типографии, которая расположена по адресу: переулок Полтавский, 62 (ныне переулок Антона Глушко, 66).

В ночь с 22 на 23 января 1886 года подпольная типография была раскрыта. Надежда Константиновна была арестована непосредственно в квартире типографии. При обыске помещения полицией были обнаружены 1000 экземпляров первого листа № 11 — 12 «Народной воли», 1000 экземпляров сборника «Отголоски революции» и 250 экземпляров других революционных изданий. Её муж, А. С. Сигида, был арестован в казарме, поскольку в начале декабря 1885 года был призван в армию.

9 декабря 1887 года Надежда Константиновна вместе с другими работниками таганрогской народовольческой типографии была осуждена и приговорена военным судом к 8 годам каторги, где она умерла после телесного наказания, что и послужило поводом к Карийской трагедии. На этой каторге, на реке Каре, первоначально содержали уголовных преступников, затем с 1873 года политических ссыльных.

На Карийской каторге 31 августа 1889 года, пытаясь облегчить участь женщин-политзаключенных и оградить их от жестокости и произвола со стороны коменданта каторги В. Масюкова, Надежда Константиновна дала ему пощёчину. Согласно традициям того времени, офицеру, публично получившему пощёчину от женщины, полагалось подавать в отставку. Однако ничего подобного не последовало. За свой поступок Надежда Малаксиано (Сигида) была подвергнута жестокому телесному наказанию — ста ударам розгами. Следует заметить, что телесные наказания женщин-заключенных до этого были запрещены.

После экзекуции, протестуя против жестокого обращения с политзаключёнными, Надежда Константиновна покончила с собой, приняв яд. Когда эта весть дошла до Фридриха Энгельса, он заявил: «Подвиг этой удивительной русской молодой женщины, я уверен, никогда не забудется. Трагедия на Каре достойна открыть историю жизнеописания святых героев и мучеников за революцию».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ