Наталья Юрьевна Синягина (род. 16 июля 1955, Брест, Республика Беларусь) — российский психолог, доктор психологических наук, профессор, 2006 - н.в. - Президент Межрегиональной общественной организации содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса», руководитель проекта "Научно-методический журнал «Образование личности».
Профессиональная деятельность
1977 - 1981 — Секретарь комитета ВЛКСМ УПК Облбытуправления, инструктор горкома ВЛКСМ г. Ульяновск
1981 - 1989 — Заместитель директора, средняя школа № 6, г. Ульяновск
1989 - 1992 — Заведующая кафедрой психологии управления ИУУ, г. Ульяновск
1992 - 1994 — Доцент кафедры психологии Ульяновского государственного университета, г. Ульяновск
1994 - 1999 — Заместитель директора акмеологического института, профессор, г. Москва
1999- 2000 — Профессор АПК и ППРО, г. Москва
2000 - 2015 — Директор Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи».
2006 - н.в. - Президент Межрегиональной общественной организации содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса»
Образование
Диссертация на соискание учёной степени доктора психологических наук «Закономерности и условия развития младшего школьника в личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе». Москва, РАГС при Президенте РФ, 1998. Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук «Развитие общественной активности старшеклассников в школе и УВК (сравнительный анализ)». Москва, Институт общих проблем воспитания, 1990. Базовое образование Ульяновский государственный педагогический институт, естественно-географический факультет, 1977.
Научная школа
Личностно-ориентированный подход в образовании, пути гуманизации детско-родительских отношений, стратегия поликультурного воспитания.
Под научным руководством Н. Ю. Синягиной защищено 26 диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук, 1 диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук и 2 диссертации на соискание учёной степени доктора психологических наук.
Достижения
- Медаль К.Д. Ушинского, 2015 г.
- Памятная медаль «Патриот России», 2011 г.
- Нагрудный знак «За милосердие и благотворительность», 2010 г.
- Нагрудный знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации», 2005 г.
- Включена в каталог A Who’s Who in America Publication. — Who’s Who in the World, 23rd Edition.- 2006 - н.в.
- Лауреат третьей Премии памяти Матери Терезы, Фонд Сороса (программа «Детство без слёз», 1998).
Звания
- Действительный член Международной академии акмеологических наук.
- Почётный профессор Института дошкольного и специального образования Восточно-Китайского педагогического университета.
- Эксперт Всемирной ассоциации «Успешное образование», Канада, Торонто.
Основные публикации
Издано более 300 научных работ в России, США, Канаде, Китае, Аргентине, Узбекистане, Украине, Республике Армения, Республики Беларусь и др. Книг, монографий, учебных пособий — 28, из них вышедшие в последние годы:
- К проблеме поликультурного диалога: от культурного шока до взаимопонимания / Мир психологии, 2015. - № 1. - С. 202-208. Программа поликультурного воспитания.- М.: АНО «ЦНПРО», 2012. — 56 с. (в соат.).
- Поликультурная образовательная среда как условие преодоления этноцентризма.- Вестник Костромского университета им. Н.А.Некрасова.- Серия Педагогика, психология, социальная работа, ювенология, социокинетикаю-№2.-2014.-с.24-28.
- Личностно-ориентированное развитие одаренных детей.-М:АНО «ЦНПРО», 2011.-176с.
- Ценность здоровья: диагностика и технологии формирования (монография).-М., ООО «Новое образование»,-2011.-120с. (Серия «Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей»).-(в соавт.).
- Современные аспекты воспитания и социализации личности.-Методическое пособие.-М.:Арманов-центр, 2011.-128с.- (в соавт.).
- Конфликт этнический. Конфликт этнический — способы разрешения.-Психология общения.-Энциклопедический словарь.-Под ред. А. А. Бодалева.-М.:Когито-Центр, 2011.-С.304-305.
- Мой учитель.- Москва-Орел: Изд-во «Вешние воды», 2010.-240с. (Под редакцией Н. Ю. Синягиной). (Книга стала дипломантом II степени в номинации «Наш современник» в номинации «за иллюстрированное издание воспоминаний о выдающихся наставниках, посвящённое Году учителя в России».
- Острые проблемы воспитания: поиски решения.- Издание 2-е. дополненное и исправленное.- М.: Арманов-центр, 2010. — 240 с. — (в соавт.).
- Жестокость и суицид. — М., Российский университет дружбы народов, 2008. — 114с. (в соавт.).
- Современная молодая семья: взрослые и дети. — СПб, КАРО. — 2007. — 207с., СД-приложение.
- Интересы и потребности современных детей и подростков СПБ., КАРО. — 2007. — 138с. — (в соавт.).
- Детский суицид: психологический взгляд СПб.: КАРО, 2006. — 176с. — (в соавт.).
- Неформальные объединения молодёжи: профилактика асоциального поведения СПб.: КАРО, 2006.-448с. — (в соавт.).
- Как сохранить и укрепить здоровье ученика: психологические установки и упражнения. — М.: Владос, 2004.-161с. — (в соавт).
- Острые проблемы воспитания: поиски решения. — М.:Издательский дом «Новый учебник». — 2005. 240с. — (в соавт).
- Психология и педагогика. — Учебное пособие под ред. А. А. Бодалева. — М.: Институт психотерапии, 2002.- авторский текст С. 229—250.
- Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. — М.: Владос, 2001. — 96 с.