Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Склирос, Георгиос

Склирос, Георгиос

Журналисты

пионер греческого социалистического движения, журналист, писатель


Георгиос Склирос (греч. , настоящее имя Георгиос Константинидис (греч. 1878, Трапезунд Османская империя — Александрия 1919) — пионер греческого социалистического движения, журналист, писатель.

Описывая современную ему реальность, основывался на классовом расслоении общества и, анализируя греческое общество, использовал марксистские инструменты. До своей смерти (1919) — «самый значительный греческий марксист».

Трапезунд

Георгиос Склирос родился в Трапезунде османского Понта. Его отец, Илиас Константинидис, учился в Афинах, где женился на коренной афинянке. По возвращению в Трапезунд, отец стал преподавателем греческого языка в Трапезундском училище (« »). На момент рождения Склироса в семье было уже 8 детей. Когда родились последние дети (двойня), отец, подверженный растущему греческому национализму Понта, дал своим последним детям имена королевской четы Греции — Георгий и Ольга. Мать умерла при родах и её отсутствие наложило отпечаток на детские годы слабого от рождения Георгия. Получил типичное образование буржуазии и греческого среднего класса Понта. Вырос в типичной для этого класса атмосфере поклонения Греции и всего эллинского, как и в атмосфере космополитизма, характерной для компрадорских слоёв греческого понтийского общества.

Россия

В молодом возрасте Георгий уехал в Одессу, чтобы заняться коммерцией вместе со своим зятем. Однако вскоре уехал в Москву, где в 1904 году поступил на медицинский факультет университета. Уже в следующем году был вовлечён в революционное движение России, подвергнувшись влиянию марксизма Георгия Плеханова. Исследователь Гомер Тахмазидис считает, что именно в этот период он избрал себе псевдоним «Склирс» (Твёрдый), следуя традиции русских революционеров. Тахмазидис пишет, что по имеющейся информации, после революционных событий 1905 года, Склирос был приговорён царскими властями к смерти, но через Эстонию выбрался в Германию.

Германия

Склирос поселился в немецком университетском городе Йена, в котором завершил свою учёбу. Будучи уже сторонником марксистской теории, Склирос связался с Димитриосом Глиносом и вместе с ним создал студенческое общество социалистической ориентации под названием «Дружественный Прогрессивный Союз». В 1907 году в германские земли прибыл епископ Трапезунда Хрисанф. Знакомство Склироса с епископом Хрисанфом состоялось в Вене и с этого периода епископ и Склирос поддерживали тесные отношения. В том же 1907 году Склирос опубликовал свою работу «Наш общественный вопрос», которой впервые внёс в Грецию марксистские идеи. В своей книге Склирос пропагандировал неизбежность классовой борьбы как единственный фактор общественного прогресса. Книга вызвала огромный резонанс и публичное обсуждение о социалистическом движении и теории продолжилось два года. Тахмазидис пишет, что «Наш общественный вопрос» Склироса является «свидетельством рождения греческих левых».

Языковой вопрос

В языковом вопросе был сторонником разговорного языка (димотика).Но одновременно он критиковал «димотикистов», что они не могут решить языковой вопрос, не затронув общественную систему и не желая понять, что языковой вопрос имеет не столько академическую, сколько общественную и политическую природу и тесно связан с исторической и общественной системой. Следовательно, согласно Склиросу, он может быть решён только тогда, когда будет нарушена эта общественная система. Но «димотикисты», как писал Склирос, не хотят быть социологами, они желают оставаться лингвистами. Они думают, что своими стихами и романсами могут принести социальные перемены. Вместо того чтобы обратить свои взоры к нижним классам, своим естественным союзникам, они пытаются убедить высшие классы, которые в силу своей психологии не имеют никакой нужды и выгоды подвергнуться «вульгаризации».

Восточный вопрос

О Восточном вопросе Склирос стал писать чуть позже младотурецкой революции (1908). Склирос рассматривал историю Восточного вопроса в контексте марксистского рассмотрения истории Византии и Османской империи. Он писал, что в XVIII—XIX веках эллинизм был революционным и передовым. В авангарде революционного движения на территории Османской империи, Ригас Фереос призывал: «болгары и арнауты, армяня и ромеи — единым порывом…». Но восстали лишь греки, после чего возрождённый эллинизм, с его Великой идеей стал консервативным и регрессивным. Эллинизм стал отказывать зарождающимся новым национализмам в том, что он считал только своим «историческим правом». Склирос негативно относился к греко-болгарскому противостоянию в Османской Македонии в ходе Борьбы за Македонию. Он писал, что «ссоры из-за церквей, часовен, 5-10 псевдо-греков сторонников Патриархата (или 5-10 псевдо-болгар, сторонников Экзархии) являются близорукой политикой, которая была на руку только туркам».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ