Юрий Никифорович Солонин (5 июня 1941, Тбилиси, СССР — 8 июня 2014, Санкт-Петербург, Российская Федерация) — советский и российский философ и культуролог, эксперт в области истории философии и логики, философии науки, культурологии и теории идеологии; доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии философского факультета СПбГУ.
Биография
Родился в семье военнослужащего.
В 1961 году стал студентом философского факультета Ленинградского государственного университета. По окончании факультета в 1966 году был принят в аспирантуру по кафедре логики под научным руководством Иосифа Нусимовича Бродского.
В 1969 году ещё до окончания аспирантуры был принят на философский факультет, где и работал в качестве ассистента, а затем доцента до 1980 года.
В 1971 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Логические исследования Станислава Лесневского».
В связи с созданием кафедры современной зарубежной журналистики в 1980 году был переведён на факультет журналистики заведующим кафедрой зарубежной журналистики. На этом факультете работал до 1989 года, последнее время в качестве декана. В этом же году был избран по конкурсу деканом философского факультета и заведующим кафедрой теории культуры, этики и эстетики.
В 1988 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Наука как предмет философского анализа».
В 1989 — 2010 годах — декан философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
С 1992 являлся председателем Санкт-Петербургского философского общества, с 1997 года — вице-президент Российского философского общества, председатель диссертационного совета по защите докторских диссертаций философского факультета, председатель Головного совета «Философия» Министерства образования Российской Федерации, член Учёного совета философского факультета СПбГУ.
В 2003 году получил звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». С 9 февраля 2005 года по май 2013 года являлся представителем в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Хабаровского края, первым заместителем председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике. .
Автор более 250 научных трудов, в том числе ряда монографий.
Действительный член Академии гуманитарных наук, член-корреспондент Международной академии высшей школы.
Участвовал в подготовке и руководил I Росс. филос. конгрессом (СПб., июнь 1997).
Научная деятельность
Основные предметы исследования Ю. Н. Солонина — культурофилософская компаративистика; социокультурные контексты развития науки; идеологические опосредования духовного творчества; реконструкция историко-философского факта.
Ю. Н. Солонин полагает, что в системе концептов науки существуют «превращенные формы» (также в виде её «образов», детерминирующих как процесс развития науки, так и корпоративную идеологию учёных и влияющих на возникновение связи «наука — общество»). Он считает развитие науки полностью альтернативным, поскольку каждая научная эпоха определена выбором одной из возможных линий развития науки как господствующей — парадигма, при сохранении альтернативных течений, в которых зреют перспективные идеи для будущего. В этом случае он обращает внимание на ценность в этом отношении натурфилософии как источника идей возможных альтернативных научных программ.
В области теории идеологии Ю. Н. Солонин обосновывает понятие «политико-идеологического комплекса» как особого института современного государства, контролирующего и направляющего процессы идеологического обеспечения его функционирования. Также разрабатывает представление о субститутах идеологии.
В философии культуры Ю. Н. Солонин разрабатывает теорию культурной деструкции.
Оценки
В проблематику культурологии, которая в постсоветском интеллектуальном пространстве начинает формироваться как университетская дисциплина и вводится в учебные программы практически всех специальностей, Ю. Н. Солонин привносит солидный багаж фундаментальной мысли и высокую логическую культуру… В этой полемически заостренной дискуссии [c М. С. Каганом] еще в 90-е годы были сформулированы те крайние философские и теоретические полюса культурологии — антитеза подходов: «системность — целостность», которые и нынче во многом определяют интеллектуальное напряжение петербургской культурфилософской и культурологической мысли.
— Забулионите А.-К.И.