Спесивцева, Ольга Александровна: биография
С 1932 года Спесивцева работает с труппой Фокина в Буэнос-Айресе, а в 1934 году, на положении звезды, она посещает Австралию в составе бывшей труппы Анны Павловой, которой в это время руководит Виктор Дандре. А в это время её мать в Париже, не дождавшись возвращения дочери из дальней гастрольной поездки, уезжает в Россию.
Напряжённая жизнь и неопределённость приводят балерину в отчаяние и подрывают её психическое здоровье. Она с Борисом Князевым открывает небольшую студию, пробует свои силы в педагогике, пытается поставить спектакль силами учеников. Однако балетной педагогикой занимается в первую очередь не она, а муж. Через некоторое время они расстаются.
Последнее её выступление в Париже состоялось в 1939 году и после этого она переезжает в США.
У неё уже давно стали проявляться симптомы психического заболевания. В 1943 году признаки болезни проявились особенно тяжело, она все более теряла память. Балерина вынуждена была прекратить балетную карьеру. 20 лет жизни (с 1943 до 1963) она провела в психиатрической лечебнице, память постепенно восстановилась, и выдающаяся балерина выздоровела. Однако вернуться к сцене она уже не могла по возрасту.
Последние годы она жила в пансионе на ферме Толстовского фонда (Tolstoy Foundation, Inc.), созданного младшей дочерью писателя Льва Толстого Александрой Львовной Толстой, в маленьком провинциальном городе Вэлли Коттедж (англ. Valley Cottage) в штате Нью-Йорк графства Рочестер, вблизи города Нью-Йорка.
Марис Лиепа, посетивший Ольгу Спесивцеву в США, оставил воспоминание об этой встрече:
«Маленькая комнатка с почти спартанской обстановкой: кушетка, стол, шкаф и умывальник составляли все её убранство. Наконец к нам вышла очень изящная, с классической, то есть гладкой, балетной причёской женщина, с широко раскрытыми возбуждёнными глазами. Она поздоровалась, расцеловала нас всех по очереди, сказала, что всё утро ужасно волновалась, когда узнала, что в гости к ней едут Уланова и Долин… Она сказала, что неважно себя чувствует, потому что приближается Пасха, а великий пост чрезвычайно ослабил её, и, когда мы преподнесли ей розы, она растрогалась и расплакалась безутешно, и мы невольно почувствовали себя так, словно совершили бестактность… Мы уехали полные жалости и сострадания к судьбе известной в своё время балерины. Дело было даже не в болезни, дело было в безысходности и одиночестве, которыми веяло от её пристанища и от всей её маленькой, сохранившей изящество фигурки».
Скончалась 16 сентября 1991 года. Похоронена на русском кладбище в Ново-Дивееве.
Избранный репертуар
- «Жизель» А. Адана — Жизель
- «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Одетта-Одиллия
- «Корсар» на музыку А. Адана, Л. Делиба, Р. Дриго, Ц. Пуни
- 1919 — «Баядерка» Л. Минкуса — Никия
- «Эсмеральда» на музыку Ц. Пуни, Р. Глиэра, С. Василенко — Эсмеральда
- «Щелкунчик» П. И. Чайковского
- «Шопениана» («Сильфиды») на музыку Ф. Шопена в хореографии М. М. Фокина — Солистка
- «Видение розы» («Призрак розы») — Девушка
- «Пахита» Л. Минкуса
- «Дочь фараона» Ц. Пуни — Аспиччия (Рамзея)
- 1919 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского — Аврора, Фея Бриллиантов, Принцесса Флорина
- «Евника» на музыку А. В. Щербачева в хореографии М. М. Фокина — Подруга Евники
- 1917 — «Эрос» на музыку Серенады для струнного оркестра до мажор П. И. Чайковского в хореографии М. М. Фокина — Девушка
- 1927 — «Жар-птица»
- «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни — Царь-девица
- «Кошка» на музыку А. Соге, балетмейстер Дж. Баланчин
- «Трагедия Саломеи» Н. Гуэрра, балетмейсте Дж. Баланчин — Саломея
- «Праздничный вечер» Л. Стаатса
- «Творение Прометея»
- «Бахус и Ариадна», балетмейстер Серж Лифарь, в балетах Лифаря она особо проявила свою «бестелесную экзальтацию».
- 1913 — концертный номер «Испанский танец»
- «Умирающий лебедь» К. Сен-Санса в хореографии М. М. Фокина