Семён Михайлович Стройников (1780 — после 1831) — офицер Российского императорского флота, сдал без боя корабль врагу, за что был разжалован из капитанов 2 ранга в матросы, лишён дворянства и наград.
Биография
20 декабря 1792 года Семён Стройников поступил в Черноморский кадетский корпус в Николаеве, который был в 1798 году переименован в Черноморское штурманское училище. 1 января 1802 года был произведён в гардемарины. В 1802—1803 годах служил на фрегате «Африка», который ходил между Николаевым и Севастополем. 10 июня 1804 года был произведён в мичманы.
В 1804—1809 годах служил на корабле «Исидор», участвовал в переброске русских войск в Поти, а затем перешёл из Севастополя в Корфу, откуда на бригантине «Царь Константин» дважды возвращался в Севастополь. Вновь перешёл в Корфу на бриге «Богоявление». Принимал участие в русско-турецкой войне 1806—1812 годов, участвовал 10 марта 1807 года в бою при взятии острова Тенедоса десантом русской эскадры под командованием адмирала Д. Н. Сенявина, за что был награждён орденом Святого Владимира 4 степени с бантом.
1 марта 1810 года был произведён в лейтенанты флота. С 1811 года служил на Чёрном море офицером на корабле «Победа» и транспорте «Прут». В 1814 году был назначен командиром бригантины «Сухум», которой командовал до 1816 года. В 1817 году был назначен на 74-пушечный линейный корабль «Красной». В 1818—1819 годах командовал брандвахтенной канонерской лодкой № 7 у Керченского пролива. В 1819 году был награждён орденом Святого Георгия 4 класса за 18 морских кампаний. В 1820 году находился адъютантом при своём тесте контр-адмирале Ф. Ф. Мессере, в Севастополе.
28 мая 1821 года был произведён в капитан-лейтенанты. Командовал брандвахтенной канонерской лодкой № 13 у Керченского пролива, затем в 1823 году на 110-пушечном линейном корабле « Император Франц» крейсеровал в Чёрном море. В 1824 году был назначен командиром корвета «Або», который нёс службу на феодосийском рейде.
В 1825 году состоял смотрителем керченского адмиралтейства и транспортной флотилии. С 1826 года командовал бригом «Меркурий», на котором крейсеровал у абхазских берегов. В сентябре 1827 года за отличную дисциплину команды и за соблюдение отличной чистоты брига «Меркурий» от государя Императора получил Благословение. В 1828 году командуя тем же бригом, ходил у румелийских берегов до Константинопольского пролива и за взятие в плен у Геленджика турецкого транспортного судна с десантом до 300 человек с тремя знамёнами, 30 июня 1828 года награждён орденом Святой Анны 2 степени.
1 января 1829 года был произведён в капитаны 2 ранга и назначен командиром 36-пушечного фрегата « Рафаил». Командование же бригом «Меркурий» Стройников передал своему сослуживцу капитан-лейтенанту Александру Ивановичу Казарскому.
Сдача корабля врагу
В ходе русско-турецкой войны 1828—1829 годов, фрегат «Рафаил», после ремонта в Севастополе, вышел 1 мая 1829 года во главе отряда кораблей к порту Агатополь, чтобы взять его, но из-за сильного ветра не смог высадить десант и ограничился бомбардировкой крепости. 3 мая фрегат в составе эскадры прибыл в Сизополь, откуда вышел 10 мая и крейсировал у анатолийского берега в районе Синоп — Батум.
11 мая 1829 года на рассвете в 30 милях от анатолийского берега фрегат встретился с турецкой эскадрой из пятнадцати судов: 6 линейных кораблей, 2 фрегатов, 5 корветов и 2 бригов. Фрегат из-за малого ветра не смог уйти от врага и был окружён. На военном совете офицеры корабля приняли решение «драться до последней капли крови» и в крайнем случае взорвать корабль, как того требовал Морской устав 1720 года. Офицер, ведший переговоры, доложил, что команда не хочет погибать и просит сдать судно. Растерявшийся Стройников, выпустив управление из рук, проявил малодушие, пошёл на переговоры с противником и сдал фрегат в плен туркам, приказав спустить флаг.
Турки пересадили офицеров и матросов «Рафаила» на свой флагманский линейный корабль «Реал-бей», а на фрегате «Рафаил» подняли османский флаг. 14 мая 1829 года пленные Стройников и остальные офицеры «Рафаила» наблюдали с борта турецкого корабля бой русского брига «Меркурия» под командованием капитан-лейтенанта А. И. Казарского с двумя турецкими 110-пушечными линейными кораблями. Экипаж брига одержал победу в неравном бою, чем увековечил своё имя и за что был награждён кормовым Георгиевским флагом.