Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Струве, Генрих Егорович

Струве, Генрих Егорович

Философы

27 июня 1840 - 16 марта 1912

российско-польский философ


Генрих Егорович Струве (польск. Henryk Struve, пользовался также псевдонимом Флориан Гонсиоровский, польск. Florian Gsiorowski; 27 июня 1840, Гонсиорово близ Калиша — 16 марта 1912, Элтем под Лондоном) — российско-польский философ. Правнук Антона Себастьяна фон Струве, внук дипломата Густава Струве, сын управляющего лесными угодьями Королевства Польского Георга фон Струве (1802—1886), брат Аманда и Густава Струве. Множество родственников Струве (дядья, двоюродные братья) были русскими дипломатами.

Биография

В 1862 году Струве защитил в Иенском университете диссертацию на степень доктора философии «Zur Entstehung d. Seele» и в 1863 году был назначен адъюнкт-профессором Варшавской Главной школы, а затем Варшавского университета, с 1871 года — профессор. Преподавал до 1903 года, после чего вышел в отставку и уехал в Англию. Читал лекции по энциклопедии философских наук, логике, психологии, этике, эстетике и истории философии. В Московском университете Струве получил степень доктора философии, по защите диссертации «Самостоятельное начало душевных явлений» (Москва, 1870). Книга Струве вызвала оживленную полемику в литературе. Против неё выступили Н. П. Аксаков с брошюрой «Подспудный материализм, по поводу диссертации Г-на Струве» (Москва, 1870) и С. А. Усов в работе «По поводу диссертации г. Струве» (Москва, 1870). В защиту Струве выступил П. Д. Юркевич («Игра подспудных сил», «Русский Вестник», 1870, № 3). В полемике принял участие и Н. Н. Страхов, который написал критический отзыв о книге Струве «Введение в философию» (в «Журнале Министерства Народного Просвещения»).

Воззрения

В своих философских сочинениях Струве пытается построить цельную философскую систему идеального реализма, примыкая, главным образом, к учениям Фихте-младшего и Ульрици, отчасти Лотце, Фехнера и др. Дух (философия) и материю он считает не двумя реально различными субстанциями, а двумя разделенными абстракцией понятиями о двух сторонах реально неразделенного целого; с этой точки зрения Струве называет Бога душой мира, мир — телом Бога. Как нет противоречия между понятиями духа и материи Бога и мира, так нет его и между понятиями свободы и необходимости: необходимость есть выражение непременности и порядка, которые в свою очередь являются результатами свободной воли Верховного Существа. В мире нет противоречий, всё составляет вечную, ненарушаемую гармонию; один только человек находится в разладе с окружающим его миром, но это — явление преходящее, результат умственной и нравственной незрелости человечества, небольшой отрывок его неизмеримого исторического движения. Вообще, идеальный реализм, называемый Струве также «синтетической философией», стремится примирить противоречия между духом и материей, свободой и необходимостью, искусством и наукой, церковью и государством и т. д. Метод Струве — психологический анализ. По определению Струве, философия изучает общее в частном, а специальные науки, основой которых является математика — частное в общем; предметом последних служит познание явлений, предметом философии — объяснение явлений. Значение Струве заключается в том, что он один из первых восстал против материалистических тенденций в философии 1860-х годов. (См. сочинения о Струве на польском языке В. Лютославского (Варшава, 1896) и К. Кашевского (Варшава, 1898)).

Членство в организациях и звания

  • Почетный член Ягеллонского университета (1900)
  • академик Академии умений (Краков, 1897)
  • член Московского психологического общества (с 1893 почетный член).

Сочинения

Сочинения на русском языке:

  • «Отличительные черты философии и их значение в сравнении с другими науками» (Варшава, 1872);
  • Новейшее произведение философского пессимизма в Германии // Русский вестник. 1873. № 1 (январь). С. 5-83.
  • «Элементарная логика, руководство для преподавания и самообучения» (ib., 1894; 10 изд., Санкт-Петербург, 1900);
  • «Введение в философию. Разбор основных начал философии вообще» («Энциклопедия философских наук», ч. I, Варшава, 1890);
  • «Способности и развитие философствующего ума» (Москва, 1897)
  • «Современная анархия духа и её философ Фр. Ницше» (Харьков, 1900).

На польском языке:

  • «Wywod pojecia filozofii» (Варшава, 1863);
  • «О psychologicznej zasadrie teoryi poznania» (Варшава, 1864);
  • «О temperamentach» (ib., 1864);
  • «O istnieniu duszy i jej udziale w chorobach umyslowych» (ib., 1867);
  • «O pieknie i jego objawach» (Варшава, 1865);
  • «Wyklad systematyczny logiki. T. I. Czesc wstepna» (ib., 1871);
  • «Synteza dwoch swiatow» (Варшава, 1876, изложение проводимой Струве философской системы);
  • «Cechy charakterystyczne filozofii i jej znaczenie w porownaniu z innymi naukami» (Варшава, 1875);
  • «O niesmiertelnosci duszy» (ib., 1884);
  • «Estetyka barw» (ib., 1886) и многое др.
  • С 1885 г. под редакцией Струве выходят переводы классических философских сочинений на польский язык.

На немецком языке:

  • «Hamlet. Eine Charakterstudie» (Веймар, 1876);
  • «Zur Psychologie der Sittichkeit» (Берлин, 1882);
  • «Die polonische Litteratur zur Geschichte der Philosophie» (Берлин, 1892) и многое др.

Литература

  • Струве, Генрих Егорович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ