Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Сунь Юй

Сунь Юй

Кино

21 марта 1900 - 11 июля 1990

один из выдающихся режиссёров в истории китайского кино


Сунь Юй (кит. трад. , пиньинь: Sun Yu, родился 21 марта 1900, Чунцин, провинция Сычуань, Китай — умер 11 июля 1990 в Шанхае, Китай — один из выдающихся режиссёров в истории китайского кино. Работы режиссёра не уходили далеко от основных тенденций китайского кинематографа, однако отличались большим упором на индивидуализм и гуманизм. В 1930-е годы был одним из лучших режиссёров кинокомпании «Ляньхуа», поставив на ней свои шедевры (два из его фильмов тех лет экспертами Hong Kong Film Awards названы в опубликованном в 2005 году списке 100 лучших китайских фильмов за всю историю национальной кинематографии). Придерживавшийся левых взглядов Сунь Юй никак не предполагал, что от коммунистов же и пострадает, его карьера рухнула после того как они пришли к власти в 1949 году. Однако его имя осталось в списках лучших мастеров Золотого века китайского кино.

Биография

Родившийся в купеческой семье в городе Чунцин, Сунь Юй первоначально обучался в университете Циньхуа в Пекине, затем продолжил образование в США, где изучал литературу и драму в Висконсинском университете в Мэдисоне. После окончания отправится в Нью-Йорк, где будет изучать режиссуру и монтаж фильмов в Нью-йоркском институте фотографии, посещая при этом ещё театральные курсы при Колумбийском университете, где будет изучать азы драматургии.

В 1926 году Сунь Юй вернулся в Китай, где получил работу в китайской киноиндустрии с её центром в Шанхае. Свой первый фильм он поставил в 1928 году и после работы в кинокомпаниях Changcheng и Minxin перешёл в Lianhua Film Company, где и зарекомендовал себя, сняв свои лучшие фильмы 1930-х годов. Успешно прошёл в прокате его фильм «Весна в старой столице» (1930), после чего он снимет также хорошо принятый публикой фильм «Полевые цветы» (1931) и один из самых популярных до сих пор фильмов «Дикая роза» (1932), романтическую историю любви художника и бедной крестьянской девушки. Студия «Ляньхуа» славилась своим левым уклоном, что несомненно повлияло на молодого постановщика, который наряду с другими режиссёрами левого толка с этой студии, такими как Цай Чу-шэн, Фэй Му и др. тоже стал «сознательным» товарищем в идеологической борьбе на благо нации, что и отразилось в его творчестве. Однако, как бы там ни было, но его фильмы 1930-х годов считаются лучшими в китайском кино того периода: «Кровь любви на вулкане» (1932), «Рассвет» (1933), «Игрушки» (1933).

В 1934 году Сунь Юй поставит последний свой немой фильм «Большая дорога» (в ином переводе — «Шоссе»), одну из лучших своих работ. В центре повествования — строительство дороги, которая необходима для обеспечения национальной безопасности. В киноленте прослеживаются образы шести дорожных рабочих и двух девушек, эта постановка важна была для поднятия национального китайского духа на фоне надвигающегося японского вторжения.

После «Большой дороги» Сунь Юй снимет пять звуковых кинолент в период с 1935 по 1941-й, две из них военные драмы, сделанные в родном городе режиссёра Чунцине. В разгар полномасштабной войны между Китаем и Японией, режиссёр был вынужден переехать из Шанхая сначала в Ухань, а затем в Чунцин. После окончания Второй мировой войны он два года проведёт в Соединённых Штатах, поправляясь после тяжёлой болезни. Возобновит свою режиссёрскую карьеру после возвращения в Китай в 1947 году, но его поздние работы, снятые в маоистском Китае будут сделаны под жёстким партийным контролем и подвергнутся цензуре.

«Жизнь У Сюня», первый фильм Сунь Юя после войны, это история о педагоге, который пытается донести знания до беднейших слоёв населения. Производство началось в 1948 году, но фильм не был завершён до 1950 года, в связи с новым политическим климатом в стране, в результате чего потребовалось вносить изменения в сценарий. Наконец-то выпущенный в прокат фильм (в двух частях) подвергся в 1951 году резкой критике со стороны верховного правителя Мао Цзэдуна в редакционной статье для газеты «Жэньминь жибао». Шквал критики, последовавший после негативной оценки фильма самим Мао не заставил себя долго ждать. В результате гонений на режиссёра его карьера начала заходить в тупик, как и его творческие возможности для самореализации. В удушающей обстановке тоталитарного режима Сунь Юй снимет ещё три малозначащих в его кинокарьере фильма, последним будет фильм-опера 1961 года «Леди Цинь».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ