Сурова Екатерина Эдуардовна (род. 25 февраля 1969, Ленинград, СССР) — российский философ и культуролог, доктор философских наук, доцент кафедры культурологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директор Центра изучения культуры факультета философии СПбГУ.
Биография
Родилась 25 февраля 1969 года в Ленинграде.
В 1999 году окончила философский факультет СПбГУ.
С 2000 году возглавляет административную коллегию «Центра изучения культуры философского факультета философии СПбГУ».
В 2001 году защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Проблема персональности в европейской культуре».
С 2003 по 2004 годах работала по программе гранта Президента Российской Федерации по теме «Изменение европейской модели идентичности в ситуации глобализации». В 2004 году выпустила в «Издательстве СПбГУ» первую монографию: «Европеец отчуждённый: персоналистская личность».
В 2005 году в том же издательстве была опубликована вторая монография: «Глобальная эпоха: полифония идентичности».
В 2006 году защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме докторская диссертация: «Трансформация европейской модели идентичности в процессе глобализации» (Специальность: «Философия культуры и философская антропология»).
В 2011 году в свет выходит третья книга Суровой Е. Э.: «Идентичность. Идентификация. Образ».
Основной сферой деятельности является научная и преподавательская. Сурова Е. Э. является преподавателем философского факультета, но также сотрудничает и с другими вузами города (СЗИП, ВАТТ им. А. В. Хрулева, ВЕИП и др.).
Помимо чисто научной деятельности Е. Э. Сурова является активным культрегером, сочетающим в своей деятельности междисциплинарные научные проекты с организацией крупных художественных событий, стремясь тем самым открывать новые «интеллектуальные зоны».
Общественную деятельность начинает в 1992 году включившись в создание частного «Музея официальных идеологий России» («Крейт-корпорация»), просуществовавшего до 1995 года в помещении арт-центра Пушкинская 10 (кв. 130). Соединение искусства и науки становится с этого момента визитной карточкой её общественной деятельности. Вокруг музея формируется группа молодых интеллектуалов, объединённых идеями новой архаики, это философы, поэты, музыканты, социологи. В период с 1992 по 1995 год она принимает участие в создании и функционировании временной экспозиции музея «Идеология большевизма: опыт агрессивного пространства», в процессе подготовки которой формулируется целый ряд текстов вышеупомянутой группы, назвавшей себя «Ан-архаики». В этот момент пишется совместный с В. Ю. Трофимовым манифест «Постмодернизм и Рагнарёк», опубликованный в конце 90-х сразу в нескольких журналах.
Помимо научной работы параллельно организует целую серию крупных междисциплинарных форумов:
- В 2000 году проводит первый научный форум «Виртуальное пространство культуры» на базе Центра изучения культуры Философскиго фак-та СПбГУ.
- В 2001 организует международный научный форум «Ритуальное пространство культуры», Философский фак-т СПбГУ, Центр изучения культуры.
- В 2002 участвует в организации междисциплинарного научного форума «Игровое пространство культуры», Философский фак-т СПбГУ, Центр изучения культуры.
- В 2003 междисциплинарный культурный проект «Культурное пространство путешествий», Философский фак-т СПбГУ, Центр изучения культуры.
- В 2004 участвует в организации междисциплинарного научного форума «Удовольствие как феномен культуры» Философский фак-т СПбГУ, Центр изучения культуры.
- В 2005 году проводит научный междисциплинарный форум «Глобальное пространство культуры», Философский фак-т СПбГУ, Центр изучения культуры.
С 2001 г. и по настоящее время Е. Э. Сурова ведёт постоянно действующий семинар «Границы в культуре». В рамках итоговой работы семинара в 2009 г. прошла международная научная конференция «Новые традиции», результатом которой стал выход коллективной монографии. Можно отметить, что в ходе работы семинара начала формироваться научная школа, результатом деятельности которой стал ряд защит кандидатских и докторских диссертаций, для авторов которых философская концепция Суровой Е. Э. стала авторитетным основанием.