Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Сэвилл, Питер

Сэвилл, Питер

Дизайн

День рождения 09 октября 1955

британский дизайнер-оформитель, славу которому принесла его работа для звукозаписывающей компании Factory Records


Питер Сэвилл (англ. Peter Saville, родился 9 октября 1955) — британский дизайнер-оформитель, славу которому принесла его работа для звукозаписывающей компании Factory Records.

Постмодернистские особенности дизайна — стилизация, пародия, имитация, смешение жанров — не особо тронули стилистику Сэвилла, являющегося безусловно постмодернистом. Тщательно выверенные микродозы классицизма и холодных технологий внедрены во всю его продукцию, от открыток и приглашений до обложек пластинок и модных аксессуаров. Сэвилл довёл дизайн до того, когда холод и отчуждение могут быть cool (что в постмодернизме — сильнейшее определение объекта).

Питер Сэвилл родился в 1955 году в Манчестере, Великобритания), там же окончил политехникум по классу графического дизайна. В 1978 году Сэвилл вместе с музыкальным промоутером Тони Уилсоном основал независимую звукозаписывающую компанию «Factory Records». С «Фэктори» и началась деятельность Сэвилла — точнее, деятельность фирмы началась с Сэвилла: именно он оформил первый плакат, возвещающий об открытии клуба «Фэктори». Ничего особенного, если бы плакату не был присвоен серийный номер, как на пластинках — FAC 1. Так открылся каталог «Фэктори», и в дальнейшем, что бы ни делала фирма — выпуск ли сингла, альбома, открытки, или просто вечеринка — всякому действию присваивался свой номер. Позже Сэвилл работал и для других фирм, но «Фэктори» была поистине необозримым полигоном для свободного творчества. «Всё, что я делал для „Фэктори“, — говорит Сэвилл — было именно дизайном, а не оформлением».

Под влиянием типографики последователя баухауза Яна Чихольда, Питер Сэвилл стал делать обложки для главных клиентов «Фэктори рекордз» — Joy Division. Изящный минимализм обложек Joy Division сочетал лёгкое волнение электроники и покой природы. Решив расширить пространство для дизайна, Сэвилл перетасовал стороны конверта. В 1980 году, разглядывая пластинку Joy Division «Closer», многие покупатели не могли понять, где, собственно, название тогда ещё малоизвестной группы, а где — альбома.

Когда после самоубийства своего лидера Яна Кертиса Joy Division перевоплотились в New Order, Сэвилл ещё более развил массовое производство тайны, которой стремилась окутать себя группа. Довольно быстро исчезли не только имя коллектива, но и сами названия пластинок. Названия песен ушли ещё раньше — они скрылись во внутренний конверт или на этикетку винилового диска. Эта энигматичность была затем взята на вооружение Pet Shop Boys и множеством других исполнителей.

Вызывающая обложка легендарного сингла New Order «Blue Monday» 1983 года (№ FAC 73) выглядела точь-в-точь, как дискета, сквозь прорези которой проглядывал чёрный винил, — символизируя таким образом окончательное торжество компьютерного звучания группы. Известно, что расходы на изготовление обложки настолько превысили все допустимые нормы, что фирма с каждого проданного диска получала 5 пенсов убытка. По мнению самого Сэвилла, это его лучшая работа.

Помимо музыкантов «Фэктори рекордз», Питер Сэвилл оформлял пластинки Ultravox, Roxy Music, King Crimson, Брайана Ино и таких далёких по духу музыкантов, как Питера Гэбриела и Пола Маккартни. Обложка для дебютного альбома Orchestral Manoeuvers In The Dark (1980) стала самым узнаваемым символом группы, которая и теперь использует эти образы на рынке.

По словам Сэвилла, он никогда не привязывал свою работу исключительно к той музыке, для которой делал дизайн. В конце концов, обложка заказывается, когда сама музыка ещё в процессе обработки, так что в действительности альбом можно услышать лишь через 6-8 недель после того, как уже начал разрабатываться дизайн. Сэвилл основывался на своём знании клиента, категории его музыки, но ещё больше на визуальных устремлениях аудитории клиента.

Появление компакт-дисков и сокращение пространства объекта творчества поставило перед оформителями новые задачи. Как довольно быстро выявил Сэвилл, простое перенесение уменьшенного изображения обложки с 12-дюймового диска на CD теряет всю свою визуальность. Как дизайнеру, развившему чувствительность 12-дюймового формата до предела, ему было трудно расстаться с виниловыми пластинками. Кое-что в компакт-дисках продолжает раздражать Сэвилла — это наклейки, всевозможные логотипы дистрибьюторов, спонсоров и т. п. «Тут ничего не изменишь. Я вижу своё имя на объектах, которые я сам едва узнаю», сказал Сэвилл.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ