Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Такэмицу, Тору

Такэмицу, Тору

Музыка

08 октября 1930 - 20 февраля 1996

японский композитор


Тору Такэмицу (яп. Такэмицу То:ру?, 8 октября 1930, Токио — 20 февраля 1996, там же) — японский композитор.

Самоучка, в годы Второй мировой войны увлекался французской музыкой XX века (Дебюсси, Сати, Мессиан). В 1951 году стал одним из основателей авангардной художественной группы «Дзиккэн Ко:бо:» (), с середины 1950-х занялся электронной музыкой. В 1958 году его «Реквием» услышал во время своего визита в Японию Стравинский, он высоко оценил его «искренность» и «страстность»; по возвращении в США Стравинский передал свои впечатления американским музыкантам — Аарону Копленду и другим, заинтересовавшимся японским композитором.

В начале противопоставляя свои поиски традиционной японской музыке, с конца 1960-х Такэмицу шёл к синтезу японской и европейской мелодических культур. Испытал глубокое влияние Д. Кейджа, через него обратившись к переосмыслению японских музыкальной и духовной традиций: отсюда его трактовка пустоты и молчания как основы музыки. В 1970-е годы после выставки Экспо-70 в Осаке вступил в контакт с крупнейшими композиторами и исполнителями Европы и США (Штокхаузен, Ксенакис, Холлигер и др.).

Среди композиторов, определивших путь Такэмицу в музыке, называют Дебюсси, Веберна, Вареза, Шёнберга, Мессиана.

Биография

Детство

Тору Такэмицу родился 8 октября 1930 года в Токио. Его отец работал в страховой компании, в Даляне, в Китае, куда его мать и переехала с ребёнком через месяц после его рождения. Первые шесть лет Тору провёл в Китае. Позднее он с нежностью вспоминал о том времени и об отце, который любил слушать блюз, джаз, и в то же время сам часто играл на сякухати. Подобная атмосфера в доме благотворно влияла на развитие музыкальности будущего композитора. В 1937 году, когда Тору исполнилось шесть лет, ребёнка вернули на родину, чтобы он поступил в начальную школу. Его отправили жить к тёте, которая была учителем игры на кото. Впоследствии он воспоминал об этом:

Когда я был ребенком, я жил в Токио с моей тётей, учителем игры на кото. Я целыми днями был вынужден слушать традиционную японскую музыку. Однако, она почему-то не казалось мне привлекательной, не трогала меня. Позже, когда я слушал традиционную японскую музыку, она всегда пробуждала во мне горькие воспоминания о войне.

— T.Takemitsu, Contemporary music in Japan

Но вскоре для семьи Такэмицу настали тяжёлые времена. Его родители вернулись в Японию в 1937 году, так как отец Тору был смертельно болен. Он умер через год, весной 1938 года, что было тяжёлым ударом для ребёнка. Кроме того, это сильно подкосило финансовое положение семьи. Вторым тяжёлым событием для Такэмицу было начало войны между Японией и США. Ближе к концу войны военное руководство сооружало горные базы в центральных районах Японии, и в 14 лет он был приписан к работе на одной из таких баз в префектуре Сайтама. База располагалась далеко от Токио, поэтому ему пришлось жить в бараках, и именно в это время произошло его знакомство с западной музыкой.

Знакомство с западной музыкой и начало творческого пути

Конечно, война и военный период оказали сильное влияние на Такэмицу не только как на композитора, но и как на личность; второй же силой, оказавшей влияние, являлась западная музыка.

Однажды один из офицеров базы решил познакомить призывников с французской музыкой. Одной из первых песен, которую он поставил, была Parlez-moi d’amour, и для Такэмицу она стала настоящим откровением, сильно повлиявшим на его последующее творчество. Позже он сам говорил об этом случае:

Для меня услышанная музыка была настоящим шоком. Я был как оглушен и вдруг в первый раз осознал великолепие западной музыки <…> В то время, когда я впервые услышал ту французскую песню, все элементы западной культуры были исключены из нашей повседневной жизни, поэтому этот случай сильно воодушевил меня, энергия будто бурлила во мне. Интересно то, что объектом моего внимания тогда была не Япония, но Запад.

— T.Takemitsu, Contemporary music in Japan

После окончания войны, Такэмицу начал активно интересоваться западной музыкой. Другое произведение, которое также оказала сильнейшее влияние на композитора — прелюдия, хорал и фуга для фортепиано Сезара Франка.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ