Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Талочкин, Леонид Прохорович

Талочкин, Леонид Прохорович

Коллекционеры

10 июня 1936 - 02 мая 2002

российский коллекционер современного искусства, основатель музея РГГУ «Другое искусство»


Леонид Прохорович Талочкин (10 июня 1936 — 2 мая 2002, Москва) — российский коллекционер современного искусства, основатель музея РГГУ «Другое искусство».

Биография

Леонид Талочкин имел незаконченное высшее техническое образование — как он сам говорил, технику не любил. Тем не менее за несколько лет работы инженером в Котло-турбинном институте получил несколько авторских свидетельств на изобретения. В конце 1950-х он познакомился с художниками и поэтами «лианозовской группы». Так родилась страсть Талочкина к искусству, и начала постепенно расти коллекция, к концу прошлого века ставшая крупнейшей в России. На протяжении многих лет Талочкин работал грузчиком, сторожем, лифтером — чтобы не попасть в «тунеядцы». Покупать произведения искусства он не мог.

Фигура Л. П. Талочкина на небосклоне культурной жизни появилась в самом начале 1960-х. Знакомство Л. П. Талочкина, работавшего инженером-конструктором, с молодыми московскими художниками навсегда изменило его судьбу. За 37 лет общения с ними он собрал уникальную коллекцию и не менее уникальный архив. Коллекция замечательна еще и тем, что в ней практически нет купленных вещей — она состоит из картин, подаренных самими художниками.

Нищие художники дарили свои произведения нищему коллекционеру. Они тогда и не мечтали о выставках и продажах, а тут увидели человека, одержимого любовью к искусству, понимающего его и готового его сберечь. Уже в середине 70-х коллекция Талочкина насчитывала около пятисот единиц хранения, среди которых — произведения Владимира Вейсберга, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Немухина, Оскара Рабина, Владимира Янкилевского, Дмитрия Плавинского, Михаила Рогинского, Анатолия Зверева, Владимира Пятницкого и других художников, сейчас являющихся гордостью нашего искусства. Важность этого собрания поняли даже советские чиновники: в 1976 году Министерство культуры поставило его на учет как «памятник культуры», а Талочкину помогли перебраться из комнатенки в коммуналке в отдельную квартиру. Постоянно растущая коллекция, впрочем, занимала её полностью, оставляя место только для письменного стола, стула да кровати. И широкому зрителю она, естественно, была недоступна.

Но в 1987 году на волне перестройки в выставочных залах «Беляево» и на Петровских линиях состоялась организованная объединением «Эрмитаж» выставка «Ретроспекция. 1957—1987», основная часть экспонатов которой происходила из коллекции Талочкина. В декабре 1990 года в Третьяковской галерее открылась выставка «Другое искусство», затем показанная в Русском музее, — в её подготовке Леонид Талочкин также принял живейшее участие. Кроме того, Талочкин был составителем двухтомного каталога выставки. Это издание является важнейшим и полнейшим источником информации о неофициальном искусстве.

Когда в конце восьмидесятых наступило время первых больших публикаций — и первых подделок, — не было эксперта более верного и быстрого, чем Талочкин. Он, по сути, заложил основы экспертизы, хранения и архивации искусства, стремительно менявшего свои формы, превращавшегося в объект, перформанс, инсталляции. Основополагающая книга о русском нон-конформизме — «Другое искусство» — сделана на основе его архивов и его силами. Когда том вышел, Леня сказал, что в аппарате содержится тысяча ошибок: он их исправил в своем экземпляре.

От других крупнейших российских коллекционеров, современников Талочкина, его отличал живой интерес к новому искусству: он не остался в шестидесятых, подобно многим, а принимал и понимал все новые поколения художников. Поколения сменялись — оставался Леня Талочкин, его коллекция, его архив, его неимоверная память на самые удивительные истории. Седовласый богатырь, ходивший гигантскими шагами и знавший сто способов забивания гвоздей, он был воплощением самой жизни искусства, его вечного движения… Леонид Талочкин успел превратить коллекцию в музей: ценность его архивов еще проявится — процесс описания и изучения этого искусства только начинается

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ