Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Тангтонг Гьялпо

Тангтонг Гьялпо

Наука - Другое

буддийский учитель, всесторонний учёный и йог, преуспевший как врач, архитектор, инженер, кузнец и поэт


Тангтонг Гьялпо (тиб. , Вайли thang stong rgyal po) (1385—1464 или 1361—1485), известный также как Друбтхоб Чакзампа (тиб. , Вайли lcags zam pa) и Цундру Зангпо (тиб. , Вайли brtson 'grus bzang po) — буддийский учитель, всесторонний учёный и йог, преуспевший как врач, архитектор, инженер, кузнец и поэт.

Он известен тем, что спроектировал и построил 58 железных подвесных мостов по всему Тибету и Бутану, некоторые из которых используются до сих пор. По его проекту были построены крупные ступы необычного дизайна, в частности великий Кумбум в Чунг Ривоче. Он основал монастырь Гонгчен в Дэгэ. Он положил начало тибетской опере. Он ассоциировал себя с буддийскими школами Шангпа Кагью, Ньингма и Сакья.

Повсюду он инициировал активную деятельность по строительству монастырей и ступ, а также повсеместную добычу железа для строительства мостов.

Биография

Тангтонг Гьялпо родился в Олпа Лхарце в верхнем Цанге в 1385 году (дерева и быка).

Всю жизнь он вёл активную деятельность в разных местах, содействуя развитию науки, культуры и буддийского учения.

Он стал особенно знаменит, основав тибетскую оперу Аче Лхамо, и развернув широкомасштабное строительство железных подвесных мостов по всем Гималаям. Для того, чтобы собрать деньги на строительство мостов, он создал труппу песни и танцев, в которой участвовало семь сестёр.

Тангтонг Гьялпо долгое время жил в Дэгэ, где основал крупный монастырь Гонгчен школы Сакья, при котором была открыта типография, ставшая крупнейшей тибетской типографией на много веков.

Тангтонг Гьялпо оборудовал дорогу через страну Конгпо, населённую племенем Ло, оттуда он доставлял железо для строительства мостов и проходов для тибетских паломников, направлявшихся в Цари, к юго-востоку Дакпо около индийской границы.

Традиция возвела его в ранг святого-покровителя театра, которого также называли 'безумец из Пустой страны' (lang-ston smyon-pa). Во время театральных постановок посередине сцены воздвигается алтарь, на котором восседает Тангтонг Гьялпо в виде старика с белой бородой, которому возносят поклоны.

Считается что он построил 108 цепных мостов из железа и 118 переправ через реки, наиболее знаменита переправа через реку Ярлунг Цанпо около города Чушул. Его изображают также как старца с седыми волосами, который соединяет элементы цепочек для моста.

Один из его подвесных мостов через реку Ярлунг Цанпо в 65 км от Лхаса существовал до 1948 года, однако требовал ремонта и перестал использоваться, а на его месте была оборудована переправа. Позднее в 100 метрах от него был построен новый мост. По описанию, основными элементами моста служили две толстых цепи, прикреплённые к крепким деревянным балкам, крепящимся на колоннах, на цепи были натянуты секции четырёхметровых верёвок, к которым прикреплялись деревянные дощечки размером 1 м x 30 см, такой мост был рассчитан на одного человека. Мост был длиной сто шагов.

К югу от моста Цанпо Тангтонг Гьялпо построил монастырь Чаксам Чуво Ри, где он проживал в центральном корпусе. В монастыре проживало 100 монахов, которые жили на плату за переправу через мост. Здесь же был построен кумбум — большой изящный чортен, в залах которого были выставлены реликвии. Кумбум не сохранился.

Его ученицей была Дордже Пагмо (1422—1455) Чоки Дронма, которую он смог распознать по божественным предсказаниям..

Он основал свою подшколу внутри школы Шангпа Кагью (shangs pa bka' brgyud). Из комбинации Шангпа Кагью и Джангтера (Byang gter) он создал синкретическую традицию Чакзампа (lCags zampa).

Пребывание в Бутане

.

В 1433 год Тангтонг Гьялпо с учениками направились в Пхари у бутанской границы, оттуда — в Паро в Бутан, в монастырь Таксанг-лакханг. Здесь он исполнил ритуал Ваджракилайи и имел видение, на основании которого он сформулировал представление о восьми классах идамов Херука (sgrub pa bka' brgyad) и соответствующих медитациях, посвящённых Ваджракумаре.

Ему явился девятиголовый змей (нага), охранявший пещеру Таксанг-лакханг, и объяснил, что ему Падмасамбхава передал свиток, который необходимо было отыскать. Он смог найти священное сочинение длинной в десять человеческих тел, которое было спрятано под скалой.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ