Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Татаров, Николай Юрьевич

Татаров, Николай Юрьевич

Политики

политический деятель, член ЦК партии социалистов-революционеров, агент охранного отделения


Николай Юрьевич Татаров (партийный псевдоним Костров) (1877, Варшава — 22 марта [3 апреля] 1906, там же) — политический деятель, член ЦК партии социалистов-революционеров, агент охранного отделения. Журналист, издатель, переводчик польской литературы на русский язык.

Биография

Родился в семье священника греко-католической церкви. Участвовал в работе Польской социалистической партии. В 1899 году им была организована группа «Рабочее знамя», в которую вошли видные в дальнейшем революционеры. В феврале 1901 г. был арестован и содержался в Петропавловской крепости. В заключении объявил голодовку и голодал 22 дня. По решению суда был выслан в Восточную Сибирь на 5 лет, в Иркутск, где он вступил в партию социалистов-революционеров. Им была организована типография, которая работала больше года. В Иркутске публиковался под псевдонимом Н. Ю. Т. в «Восточном обозрении», а также печатал свои переводы польских прозаиков в столичных журналах под собственным именем. Он переводил Стефана Жеромского, Марию Конопницкую, Владислава Реймонта и др.

В конце 1904 года Николай Юрьевич пошёл на контакты с иркутским военным генерал-губернатором графом П. И. Кутайсовым, хорошо знавшим отца Татарова. В обмен на прекращение ссылки, обещанное П. И. Кутайсовым, Татаров согласился стать агентом Департамента полиции и вскоре вернулся в Санкт-Петербург.

Некоторое время жил в Одессе как представитель ЦК партии эсеров. Осенью 1905 года, находясь в Париже, предпринял первое в России легальное издание сборника статей заграничного органа партии эсеров «Революционная Россия», напечатав в русских газетах объявление с именами Гоца, Шишко, Чернова, Минора, Баха и других.

С марта 1905 — агент Петербургского охранного отделения. Находился в прямом контакте с директором Департамента полиции А. А. Лопухиным. Один из важнейших информаторов (наряду с Е. Ф. Азефом) о деятельности Боевой организации и партии социалистов-революционеров для Департамента полиции.

17 марта 1905 г. по информации Татарова были арестованы почти все члены Боевой организации по обвинению в приготовлении покушения на Д. Ф. Трепова. Боевая организация эсеров как организованная структура перестала существовать. В 1906 году выдал Н. С. Тютчева.

Руководство эсеров получило анонимное письмо, написанное сотрудником Департамента полиции Л. П. Меньщиковым, в котором сообщалось о наличии в руководстве партии социалистов-революционеров двух осведомителей Департамента полиции.

В связи с подозрением о наличии в центральных органах партии эсеров предателя была назначена комиссия, которая, проанализировав информацию о Татарове, сделала вывод о его «провокаторской» деятельности (отсутствие правдивых объяснений о наличии денег на организацию издательства революционной литературы, обвинение Татаровым Азефа в провокаторской деятельности и др.) По решению ЦК партии эсеров Н. Ю. Татаров на основании подозрений (без доказательств) был приговорён к смерти как «провокатор» и предатель.

22 марта 1906 года в Варшаве Татаров на своей квартире и в присутствии родителей был убит эсером-боевиком Ф. А. Назаровым, двумя пулями была ранена и мать Татарова.

Сам Назаров отрицал, что имел намерение причинить вред родителям Татарова. В воспоминаниях Бориса Савинкова содержится фрагмент, в котором Назаров рассказывает Савинкову подробности убийства:

Пришёл я в дом, швейцар спрашивает, — куда идёшь? Я говорю: в квартиру шестую. А Татаров в пятой живёт. К протоиерею Гусеву, говорит? Да, к Гусеву. Ну, иди! Пошёл. Позвонил. Старуха вышла. — Можно видеть, говорю, Николая Юрьевича? — А вам, спрашивает, зачем? Говорю: нужно. Вышел отец: вам кого? Николая Юрьевича, говорю. — Его видеть нельзя… Тут, смотрю, сам Татаров выходит. Стал на пороге, стоит, большой такой. Я вынул револьвер, поднял. Тут старик толкнул меня в руку. Я стал стрелять, не знаю, куда пули ушли. Бросился на меня Татаров, все трое бросились. Мать на левой руке висит, отец на правой. Сам Татаров прижался спиной к груди, руками револьвер у меня вырывает. Я револьвер не даю, крепко держу. Только он тянет. Ну, думаю, и его не убил и сам попался. Только левой рукой попробовал я размахнуться. Оттолкнул, старуха упала. Я левой опять рукой нож вынул и ударил ему в левый бок. Он мою руку пустил, сделал два шага вперёд и упал. Старик за правую руку держит. Я в потолок выстрелил, говорю: пусти — убью. Старик руку пустил. Тут я подошёл к Татарову, положил ему в карман записку: «Б.О.П.С.-Р».

Позже осведомительская деятельность Татарова была подтверждена документами охранного отделения, предоставленными бывшим сотрудником Департамента полиции Л. П. Меньщиковым. С. Г. Кара-Мурза пишет, что только за 7-8 месяцев его службы с марта 1905 года Николай Юрьевич получил 16100 руб. (платёжные документы были обнаружены в 1917 году), при этом историк отмечает, что Меньщиков предоставил в ЦК партии эсеров письмо с разоблачением как Татарова, так и Евно Азефа, но, поскольку авторитет последнего после покушения на В. К. Плеве был непререкаем, то эсеры, не поверив в такую беспринципность полиции и уверениям Татарова, что предатель не он, а Азеф, поверили Азефу, которому удалось свалить всю вину на Татарова и добиться его казни.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ