Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Таха, Махмуд Мухаммед

Таха, Махмуд Мухаммед

Активисты

суданский религиозный мыслитель и общественный деятель, основатель движения Братьев-республиканцев


Махмуд Мохаммед Таха (араб. ) (*1909, Руфаа, Англо-Египетский Судан) — †18 января 1985, Хартум, Демократическая Республика Судан — суданский религиозный мыслитель и общественный деятель, основатель движения Братьев-республиканцев.

Биография

Таха родился в небогатой, многодетной семье. 1936 году окончил колледж в Хартуме, где учился на инженера. После нескольких лет работы на суданской железной дороги открыл собственную инженерную фирму. Одновременно принимал участие в суданском национально-освободительном движении. 1945 года Таха стал одним из основателей Республиканской партии, выступавшей за независимость Судана и построение общества на началах модернизированного ислама. Неоднократно арестовывался колониальной администрацией и провел несколько лет в тюрьме. В начале 1950-х сформировал свое особое понимание ислама и превратил Республиканскую партию из политической организации в просветительско-пропагандистское движение Братьев-республиканцев.

Несмотря на свое название движение исходил из принципа равноправия полов, и включал в движение много женщин — как рядовых членов, так и руководителей. Сам Таха отошел от непосредственного участия в политике, посвятив себя публичным лекциям, выступлениям в прессе и написанию книг. Все режимы, которые устанавливались в Судане в 1950-60-е, рано или поздно запрещали его публичные выступления и книги, потому что Таха не вписывался в идеологические шаблоны — он выступал против примитивного толкования ислама как у Братьев-мусульман, против арабского национализма как у Джафара Нимейри, за мирное сосуществование с Израилем. 1983 года Таха осудил введение в Судане законов шариата, за что был арестован, обвинен в вероотступничестве и приговорен к смерти через повешение.

Идейное наследие

Таха разработал своеобразный вариант политического ислама, который противостоял консервативному исламизму, распространенном как тогда, так и сегодня во многих арабских странах. Он выступал за реформирование суданского общества и новую конституцию, которая должна была бы примирить личное стремление человека к абсолютной свободе с потребностью в настоящей социальной справедливости. По Тахе, Судан должен был быть президентской, федеративной, демократической и социалистической республикой. Этого политического идеала по его мнению лучше всего можно достичь не через марксизм или либерализм, а через ислам в его первозданной форме, незапятнанной компромиссами с консервативными элементами. Этот настоящий ислам отрицает дискриминацию женщин и людей иной веры, утверждает равенство и свободу всех людей.

Переосмысливая ислам, Таха ввел различение между периодом, когда пророк Мухаммед проповедовал в Мекке, и периодом его следующей проповеди в Медине. В Мекке пророк выступает невооруженным, он в меньшинстве; его последователи чаще всего являлись выходцами из неимущих классов, а не богачами; против него объединялись все правящие классы. Поэтому проповедь этого периода адресована всему человечеству и пропитана духом свободы. В послании Мухаммед делает упор на моральных ценностях и готов благословить всякое общественное преобразование, если оно осуществляется в пользу обездоленных. Эта проповедь призывает к отмене рабства и всех форм общественного угнетения, в частности тех форм, где их жертвами являются женщины.

В Медине же Мухаммед проповедует в ином ключе: он заключает союз с господствующими классами, которые принимают ислам, и правят с согласия господствующих классов. Как следствие, его проповедь теряет социальный смысл и ограничивается вопросами веры. Также проповедь мирного обращения неверных и мирного убеждения в правоте ислама заменяется проповедью обязательных правил, призванных жестко регламентировать жизнь, и неминуемой кары за их нарушение.

По Тахе истинное послание ислама — это послание меккского периода. Работать над его практическим воплощением в жизнь сегодня означает поддерживать борьбу угнетенных — рабочего класса и женщин.

Произведения

  • Это мой путь (1952)
  • Ислам (1960)
  • Значение молитвы (1966)
  • Второе послание ислама (1967)
  • Ближневосточная проблема (1967)
  • Вопросы, стоящие перед арабским миром (1967)
  • Коран, Мустафа Махмуд и современное понимание (1970)

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ