Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Тебризи, Шамс ад-Дин: биография

Что касается мировоззрения Шамса, то его можно оценить лишь посредством анализа и исследования его «Маколот» и сведений средневековых источников. В этом же направлении, прежде всего, важно определение истоков его идей. Ислам, суфизм и футувват, последователем которых является Шамс, несомненно, занимают важное место в формировании его мировоззрения. Что касается отдельных личностей, то необходимо, прежде всего, упоминание имени Руми, ибо в некоторых источниках считают Шамса его учеником.

То, что Шамс является учеником Руми или наоборот, выявить очень сложно. По сведениям источников, Руми считал Шамса великим учёным, а последний в этом качестве признавал Руми. Шамс сам говорил, что «если мне стараться в течение ста лет, то не смогу достичь и десятую часть его (Руми — Х. З.) знаний и ремесла». Но, одновременно, он признаёт свои отношения с Руми как дружеские отношения и сотрудничества, а не как отношения ученика и учителя. С другой стороны, Шамс не занимался учительством и не имел учеников (кроме одного — Шайха Ибрахима, имя которого упоминается в «Маколот»). Опираясь на эти факты, можно утверждать, что искать в связях Руми и Шамса отношения ученика и учителя, не будет плодотворным занятием. Определение связи этих двух гениев как отношения двух равных учёных, которые дополняют друг друга, больше соответствует истине. На основе этого же факта можно заключить, что в формировании взглядов Шамса велика роль Руми. Что касается других отдельных личностей, которые как-то могли повлиять на Шамса, то среди них необходимо упоминать некоторых его предшественников, приведённых в его генеалогии (силсила или шаджара). Точное определение степени их влияния на мыслителя невозможно, однако упоминание их имен небесполезно. Эта генеалогия такова: Али — Ма’руф Кархи — Сарри Сакати — Джунайд Багдади — Абуали Рудбари — Салам Магриби — Абдулкадир Сухраварди — Кутбуддин Абхари — Рукнуддин Сиджаси. Необходимо отметить, что большинство этих мыслителей упоминается и в генеалогии Руми. По словам самого Шамса «Макамоти Боязид» («Стоянки Баязида») и идеи «Зод-ус-соликин» («Пища для путников»), которых он постоянно читал, также повлияли на формирование его взглядов. В некоторых источниках отмечается, что Шамс Табрези был учеником Баба Джунди — последователя Наджмуддина Кубро. Но это мнение опровергнуто некоторыми современными исследователями, что, по нашему мнению, не безосновательно. Таким образом, можно утверждать, что мировоззрение Шамса Табрези берёт своё начало из различных философских, религиозных направлений и учений отдельных мыслителей. В результате этого, он после себя оставил такое учение, которое имеет множество оригинальных и глубоких философских идей. Но его идеям характерны скрытость и труднодоступность, на которые неоднократно указывает и сам мыслитель: «Подобно тому, как писарь использует три вида письма. Один из его видов может читать только он сам. Другой могут читать и сам и другие. Третий вид не могут читать ни он сам, ни другие. Я тоже произношу слова, которых е понимаю ни сам, ни остальные». Поэтому в определении основ учения и мировоззрения этого мыслителя, который по своему образу жизни, поведения и взглядам является как бы Сократом персидской философии, можно столкнуться со многими трудностями.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ