Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Терегулов, Ханафи Гасан оглы

Терегулов, Ханафи Гасан оглы

Музыка

27 ноября 1877 - 18 декабря 1942

оперный певец, хормейстер, педагог, революционер


Терегулов Мамед-Ханафи (Ганафи) Гасанович (Терникул-заде) (1877—1942) — оперный певец, хормейстер, педагог, революционер.

Биография

Родился 27 ноября 1877 года в Тифлисе в семье обедневшего почетного гражданина Тифлиса Гасана Сафаровича Терегулова и Раббии ханум Акмаевой.

В семье было много детей, и каждый из них оставил свой заметный след в истории Азербайджана и всего татарского народа.

Братья Ханафи Гасановича:

  • Рамазан,
  • Али.

Сестры Ханафи Гасановича:

  • Магомаева (Терегулова) Байдигюл-Джамал
  • Хусни-Джамал
  • Гаджибекова (Терегулова) Малейке
  • Амина
  • Марьям
  • Фатьма

У самого Ханафи было двое детей:

  • сын Давид (Дауд) Ханафиевич Терегулов (Москва) (1912—1982) — по специальности инженер-нефтяник, много лет проработал начальником отдела Госплана СССР, был на дипломатической работе в США. Прекрасный музыкант, пианист. Его жена — Раиса Сумбатовна Адамова. Дети Давида Ханафиевича — Тамара, Татьяна, Евгений (1950—2011) (Москва).
  • дочь — Терегулова Тамара Ханафиевна (1917—1988), (Казань) — пианистка. Закончила Азербайджанскую консерваторию. её муж — Апресов Владимир Григорьевич (1915—1982).

Ханафи получил начальное образование в Тифлисском городском училище.

  • 1890 год — вместе со своим старшим братом Рамазаном стал работать на строительстве Батумского железнодорожного тоннеля, поскольку возникла острая необходимость помогать семье.
  • 1892 год — по ходатайству своего дяди Ибрагим-ага Терегулова был принят в Закавказскую учительскую семинарию в Гори на тюркское отделение, где готовили преподавателей русского языка для татарских и азербайджанских школ, и куда съезжалась молодежь со всего многоязычного и разноликого кавказского края. Зачисленные в семинарию учащиеся жили и учились за казенный счет.
  • 1897 год — по окончании учебы, которая продолжалась пять лет, выпускники обязаны были отработать этот же срок учителями народных школ. Учеба и пребывание в многонациональной семье учащихся, частые коллективные выезды во время каникул в Тифлис, посещение театров (особенно оперного) помогали развитию творческих способностей, прививали высокий художественный вкус. В семинарии преподавали музыку и пение. Игра на скрипке была обязательной для всех. Наряду с другими науками освоил также специальность хормейстера.

Али Терегулов - младший брат Мамед-Ханафи Терегулова, поступивший в эту же семинарию в 1899 году, вспоминая музыкальную практику в семинарии, писал: «''Пение, игра на европейских музыкальных инструментах, участие в оркестрах и посещение изредка оперы в Тифлисе явились основой, первым опытом для нас в деле усвоения европейской музыки, её теории и практики''». 

В семинарии братья подружились с Узеиром Гаджибековым (1885—1948) и Абдул-Муслимом Магомаевым (будущими азербайджанскими композиторами, которые впоследствии породнились с братьями Терегуловыми, женившись на сестрах Малейке и Байдигюл-Джамал). Знакомство, начатое в стенах Горийской семинарии, переросло в крепкую дружбу на всю жизнь. Царизм всячески старался привить учащимся Горийской семинарии дух верноподдничества, но, тем не менее, среди определенных кругов семинаристов стало проявляться революционное настроение и интерес к идеям марксизма. Среди этой группы оказались и братья Терегуловы…

  • По окончании семинарии Терегулов учительствовал в селении Аштарак бывшей Ереванской губернии.
  • В начале ХХ века Х. Терегулов переехал в Баку, где приложил много сил для открытия русско-татарских школ. Именно с городом Баку связана многолетняя, его многогранная общественно-политическая и артистическая деятельность.
  • Еще в бытность свою слушателем Закавказской учительской семинарии, вместе с Гаджибековым, Магомаевым, братом Али и другими, он выступал в ученических спектаклях. По окончании семинарии он участвовал в любительских спектаклях Каспийско-Черноморского общества для детей рабочих в качестве хормейстера, режиссёра и актера.
  • В 1902 году, по предложению русских артистов, он вступил в любительскую труппу «Рабочий театр железнодорожников» при Бакинском железнодорожном депо.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ