Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Терентьев, Николай Терентьевич

Терентьев, Николай Терентьевич

Театр

17 апреля 1925 - 11 апреля 2014

чувашский драматург, переводчик, народный писатель Чувашской Республики, заслуженный деятель искусств Чувашской Республики, лауреат Государственной премии Чувашской Республики имени К


Николай Терентьевич Терентьев (17 апреля 1925, деревня Кошноруй, Чувашская автономная область — 11 апреля 2014) — чувашский драматург, переводчик, народный писатель Чувашской Республики, заслуженный деятель искусств Чувашской Республики, лауреат Государственной премии Чувашской Республики имени К. Иванова.

Биография

Родился в деревне дер. Кошноруй Чувашской автономной области. Окончил Чурачикскую среднюю школу, Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева.

Долгие годы работал актёром и заведующим литературной частью Чувашского академического театра имени К. В. Иванова.

Николай Терентьевич Терентьев родился 17 апреля 1925, д. Кошноруй (ныне Канашского района) – актёр, драматург, переводчик, член Союза писателей СССР. Окончил ГИТИС им. А.В. Луначарского, Чувашский государственный педагогический институт, там же аспирантуру Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР. Работал в Чувашском государственном академическом драматическом театре актёром, зав. литератур. частью. Сыграл ряд ролей драматического плана: Сентиер («Айтар» П.Н. Осипова), Ахмар («Эндип» В.Т. Ржанова), Ваня Земнухов [«амрк гварди» (Молодая гвардия) А.Н. Фадеева].

Пьесам Т. характерен оптимистический настрой, динамичность действия; в них чаще всего присутствует романтика, к-рая проявляется прежде всего в изображении внутреннего мира героя, особой шири и щедрости его души. Терентьев сделал новый шаг в раскрытии духовного облика человека, в осмыслении нравственно-философских проблем в чувашской драматургии.

К раннему периоду драматургического творчества Терентьева (1950-е гг.) относятся пьесы, адресованные молодёжной аудитории. С первой же поставленной в ЧГАДТ в 1957 пьесы Терентьева. [«Арканн юрату» (др. название «унатлисем те р инчех») (Летать начинают с земли, 1956)] на сцене предстают молодые герои – активные, порывистые, целеустремлённые, честные, бескомпромиссные, способные на большое чувство. В большинстве своём это люди труда, близкие к земле, представители рабочего класса, интеллигенции – современники драматурга. Ведущая роль принадлежит типу положительного романтического героя; особо удачны женские образы. В этот период созданы пьесы «лкрен туслисем» (Давние друзья, 1954), «Йнш утм» (Неверный шаг, 1956), «Архип Кузьмич» (1958).

В 1960–70-е гг. драматург в основном остался верен теме современности; его продолжала волновать морально-этическая проблематика. Теме Великой Отечественной войны, осмыслению категорий жизни и смерти, добра и зла, ценности каждого человека посвящена героико-романтическая трагедия «Куккук аплах автать» (Кукушка всё кукует, 1960). Представив внутренний мир отдельных героев, драматург раскрыл природу совершённого народом исторического подвига. В этот период в театрах поставлены красивая и грустная история «Кмл плтсем» (Серебристые облака, 1973), романтическая пьеса-репортаж «Тин е уралнисем» (Новорождённые, 1976), пьеса «ынпа ын пр мар...» (Разные бывают люди..., 1977). Созданы трагедия-легенда «рпе хр» (Земля и девушка, 1972) о доле чувашей, участвовавших в пугачёвском восстании, драмы «Хумсем ырана апа» (Волны бьют о берег, 1969) о деятельности чуваш. просветителя И.Я. Яковлева и о семье Ульяновых, «им хын аслати» (После молнии – гром, 1978) о событиях после октября 1917. В последующий период созданы такие остропроблемные произведения, как пьеса «Атл ку (Манаймастп сана)» (Гла¬за Волги, 1980), трагикомедия «Пушар лаши» (Пожарная лошадь, 1985) и др.

Творчество Никола . занимает важное место в истории чувашского театрального искусства и драматургии, критика отмечала успехи в использовании неожиданных смешных положений и казусов, привнесение в комедийный стиль новых находок. Велика его роль в расширении жанрового диапазона национал. драматургии. Терентьев написал свыше 40 пьес и сценариев. Все многоактные пьесы поставлены в театрах республики. На рус. языке его произведения ставились в театрах Чебоксар, Ульяновска, Ворошиловграда, Брянска, Барнаула и др. городов. Пьеса «Сан¬ср пурн ук» [Сибирская дивизия (Верность), 1971] прошла на сценах более 10 театров страны. Некоторые пьесы переведены на языки народов СССР – украин., эстон., башкир., черкес., мордов. и др. и поставлены национал. театрами этих республик. Записи ряда спектаклей транслировались по Центральному телевидению. Автор переводов на чуваш. язык произведений А.Н. Островского, А.Н. Арбузова, А.В. Софронова, С.Я. Маршака и др.

Произведения Т. изданы в книгах «После молнии...» (М., 1981), «Колокола души» (М., 1987), «Суйласа илнисем. 1 том» (Ч., 1994) и др.

Награды и звания

  • Заслуженный деятель искусств Чуваш. АССР (1968),
  • заслуженный работник культуры РСФСР (1976),
  • народный писатель Чувашии (1980).
  • Лауреат Государственной премии Чуваш. АССР им. К.В. Иванова (1970)

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ