Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Тиль Колуп

Тиль Колуп

Монархи

самозванец, выдававший себя за императора Фридриха II Штауфена


Тиль Колуп (он же в верхненемецких документах Тилльманн или Дитрих Хольцшу, ? — 7 июля 1285 г.) — самозванец, выдававший себя за императора Фридриха II Штауфена. Сожжен на костре.

Легенда о Фридрихе II

Фридрих Второй остался в памяти потомков как одна из самых сложных и противоречивых фигур Средневековья. Высокообразованный, талантливый правитель, он доходил в своих философских взглядах практически до отрицания религии(ему предписывается знаменитый тезис о «трех обманщиках — Христе, Моисее и Магомете, двое из которых умерли в почете, а первый был распят на кресте». Движимый честолюбием, этот император всю жизнь вел завоевательные войны, стремясь вначале захватить престол Священной Римской империи, затем расширить свои владения за счет итальянских земель.

Это последнее желание с необходимостью вело его к столкновению с папским престолом — и действительно, в царствование Фридриха разворачивается с особенной силой борьба империи и церкви, в Италии сталкиваются между собой гвельфы и гибеллины, первые из которых представляют церковные интересы, вторые — поддерживают империю.

Данный период характеризовался глубоким кризисом католической церкви, кризисом, приведшим в дальнейшем итоге к её расколу и появлению протестантизма. Потому император умерший в достаточно молодом возрасте, вдали от родины, остался в истории двойственной фигурой. С точки зрения тогдашнего католического клира он виделся как Антихрист, чье пришествие ожидалось, и падению которого была предустановлена даже точная дата — 1260 г.

С другой стороны, император, пользовавшийся поддержкой в Германских землях, виделся освободителем от власти церковников. Его сравнительно ранняя кончина вдали от родины и эсхатологические ожидания того времени заставляли многих видеть в нем «последнего императора», который скрылся, но вернется для того, чтобы установить мир и процветание на многие годы.

Саксонская мировая хроника (1260 г.) отмечает

«В это время говорили, что император Фридрих умер; часть народа все же утверждала, что он ещё жив; сомнение длилось долгое время».

В 1280 г. Янс Эникель, уроженец Вены, в своей «Хронике» счел нужным упомянуть, что «император скрывается» и никто не знает, жив он или умер, или быть может, обосновался в «чужих землях». Таким образом, почва для появляния самозванцев была готова.

Экономические предпосылки появления

В Германии XIII века шли те же процессы что и в остальной Европе — рост городов и оживление торговли, развитие ремесленного производства. Интересы городского сословия требовали безопасности жизни и защиты основных торговых путей против засилия и произвола местных феодалов — что мог, конечно же, обеспечить только могущественный император. Междуцарствие, наступившее после смерти Фридриха обострили существующие противоречия, города вынуждены были создавать объединения для самозащиты, самым известным из них был «Рейнский союз» (1254 г), объединивший около 70 городов и селений, находившихся между Цюрихом, Бременом и Любеком, Ахеном, Кольмаром и Мюльгаузеном в Тюрингии. Впрочем, это объединение сумело просуществовать не более трех лет и распалось из-за внутренних противоречий. Проблема оставалась нерешенной, начало правления Рудольфа Габсбурга, поначалу принятое с воодушевлением, как оказалось, не могло гарантировать ни мира, ни исполнения законов. Ещё больше популярность «поповского императора» пострадала из-за введения новых налогов, в частности о «тридцатом пфенниге» (всеобщая сдача имущества в размере 3 1/3 процента). Последнее нововведение вызвало негодование и сопротивление вплоть до вооруженного. Все больше людей с ностальгией вспоминало последнего императора «добрых старых времен» — Фридриха. Ни то, что он был проклятым церковью еретиком, ни отношение исторического Фридриха к городской свободе (он считал её «ядовитым растением, которое нужно вырвать без остатка») не могло поколебать всеобщих настроений. Возвращения императора ждали — и он, конечно же, не преминул явиться.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ