Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Троицкий, Матвей Михайлович: биография

Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Научная деятельность

М. М. Троицкий — искренний сторонник позитивистской философии и, на этой основе, один из идеологов (наряду с К. Д. Кавелиным, Г. Н. Вырубовым, П. Л. Лавровым, Н. К. Михайловским) индустриального общества. Перед другими философскими течениями России конца ХIХ века у позитивизма было то очень существенное преимущество, что по своей сущности он ориентирован прежде всего на практическую деятельность, он технократичен, но при этом и «законопослушен», и, в целом, достаточно оптимально подходит на роль государственной идеологии.

В 1867 году вышла работа Троицкого «Немецкая психология», которой была построена на противопоставлении двух подходов: дедуктивного и индуктивного. Троицкий обосновывал такое противопоставление следующим образом. Одни люди («умы терпеливые») в силу естественных склонностей «…показывают особую чуткость к тому, что есть в действительности, для них есть особое очарование в том, чтобы узнавать то, что создала природа, удивляться величию мира и его Творца»; такими людьми создается эмпирическая, или индуктивная, философия. Другие же люди («умы нетерпеливые»), напротив, имеют «особую чуткость к абстрактным элементам нашего мышления и тому, что из этих элементов может быть создано, и они полагают, что для остроумного таланта достаточно немногих фактов, чтобы извлечь из них богатые последствиями выводы»; это — создатели рационалистической, или дедуктивной, философии.

Выбор Троицкого был сделан в пользу индуктивного метода. А идейными учителями стали представители английской эмпирической философии (Ф. Бэкон, Дж. Локк), и психологи ассоциативного направления (Д. Юм, Д. Гартли, Т. Браун, А. Бэн). Однако, приняв сторону английской философии, Троицкий, по словам А. А. Козлова, совершил «произвольное и бесцеремонное надругательство над немецкой философией», просмотрев убийственную критику английского эмпиризма, прозвучавшую в немецкой философии, и продолжал трактовать «наличные состояния сознания» действительным началом истинной умозрительной философии.

Е. Н. Трубецкой писал:

Троицкий… был в высокой степени ограниченный, а при этом и чрезвычайно невежественный в истории философии человек. Он уснащал свои лекции дешевым и плоским глумлением над германскими философами; но сама азбука немецкой философии была ему совершенно не известна… Изругав с безвкусными шуточками «метафизику», Матвейка затем очень ясно излагал либо логику Милля, либо современные психологические учения, преимущественно английские, т. е. всё, что он знал, причём он достигал ясности, систематически пропуская все трудности

— Трубецкой Е. Н. Воспоминания. — София. 1921

.

Н. А. Котляревский к этому добавлял:

Он не оставлял ни одной сколько–нибудь сложной мысли, не упростив её до неузнаваемости, и так утрамбовывал для нашей мысли дорогу, что самые хитрые системы с их недосягаемыми вершинами и безднами казались нам совсем гладкой плоскостью. Мы бывали в восторге от этой ясности

— Котляревский Н. Старинные портреты. — СПб., 1907

Стремление буквально следовать установке эмпиризма не признавать за душой изначальное содержание привело Троицкого к положению, что «всё, что постепенно сформировывается в нашем духе, всё это сформировывается вследствие известных условий. Затем, всё сформировавшееся в нашем духе продолжает существовать только потому, что продолжают существовать условия его образования… Впечатления в период времени, протекающий между их оригинальным существованием и воспроизведением в форме идей, абсолютно не существуют в духе… Память есть вещь несуществующая».

В лекциях Троицкого по психологии обнаруживается довольно прихотливое сочетание разнообразных подходов к психическому: вопреки эмпирической устаовке им были введены некоторые теоретические конструкты, противоречащих друг другу («обусловленность духовных процессов материальным» — «творящая природа духовного», «закон ассоциации идей» — «невозможность взаимодействия мыслей» и пр.). В результате появился итоговый труд его жизни — «Наука о духе» (1882), в котором, в частности, он рассмотрел мотивацию как основанную на эмоциональных процессах, прежде всего на чувствах приятного и неприятного; в качестве источника формирования мышления указал, наряду с ощущениями, чувства и волю; трактовал пространственное восприятие как основанное на ассоциации разномодальных ощущений; указал на роль эталонов при восприятии; проанализировал влияние знака эмоций на ощущения и соматику; дал понимание чувства «космического» как основы нравственной оценки, а чувства «сходстваразличия» как основы эстетической оценки и пр.

Труды

  • Субъективные тоны // Библиотека для чтения. — 1862. — VII. — С. 53—66
  • О лекциях Куно-Фишера, Фортлаге и Тренделенбурга // Журнал Министерства Народного Просвещения. — 1862. — Ч. 117; 1863. —Ч. 117, 118 и 119.
  • Очерк чтений по метафизике профессора Лотце // Журнал Министерства Народного Просвещения. — 1863.
  • Из чтений по психологии профессора Дробиша // Журнал Министерства Народного Просвещения. — 1864.
  • Немецкая психология в текущем столетии. — М., 1867 (2-е изд., 1883).
  • Наука о духе. Общие свойства и законы человеческого духа. В 2–х т. (Том 1, Том 2) — М., 1882. (М.: ЛИБРОКОМ, 2012)
  • Современное учение о задачах и методах психологии. Речь, произнесенная в первом публичном заседании Психологического общества, состоящего при Имп. Московском Университете, 14 марта 1885. — М., 1885.
  • К. Д. Кавелин: страница из истории философии в России // Русская Мысль. — 1885. — № 11.
  • Учебник логики. — М.: тип. А.А. Гатцука, 1885—1888, 3 кн.
  • Элементы логики. — М., 1887.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ