Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Тюлин, Юрий Николаевич

Тюлин, Юрий Николаевич

Наука - Другое

26 декабря 1893 - 08 мая 1978

Николаевич Тюлин , советский музыковед, доктор искусствоведения , педагог и композитор


Юрий Николаевич Тюлин (14 декабря [26 декабря] 1893, Ревель, Российская империя —- 8 мая 1978, Москва, СССР), советский музыковед, доктор искусствоведения (1937), педагог и композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957).

Биография

В 1911 году окончил Первую классическую гимназию в Петербурге. В молодости увлекался гимнастикой, до Первой мировой войны выступал за сборную команду Петербурга, в 1912 участвовал во Всемирном гимнастическом празднике в Праге.

В 1917 году окончил композиторское отделение Петроградской консерватории (класс Н. А. Соколова) и Петроградский университет (учился на математическом и юридическом факультетах). До 1925 года – преподаватель во 2-м и 4-м Ленинградских музыкальных техникумах (музыкально-теоретические дисциплины), в Институте истории искусств (Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии), концертмейстер в экспериментальной мастерской Монументального театра при Ленинградском театре оперы и балета.

В 1925—1967 гг. преподаватель Ленинградской консерватории (с 1935 года — профессор). В 1937 г. защитил докторскую диссертацию (без защиты кандидатской) по монографии «Учение о гармонии». В годы Великой отечественной войны был эвакуирован в Ташкент, где работал в Ташкентской гос. консерватории.

В 1967 году переехал в Москву.

1970—1975 гг. — профессор-консультант Музыкально-педагогического института им. Гнесиных.

В 1976-78 гг. профессор кафедры теории музыки Московской консерватории. В числе его учеников — Н. Г. Привано, В. П. Дернова, А. И. Климовицкий, Т. С. Бершадская.

Творчество

Основное значение имеют работы Тюлина в области гармонии. Первый том его «Учения о гармонии» ("Основные проблемы гармонии") был опубликован в 1937 г. (вторая редакция в 1939 г.). Обещанных в предисловии второго и третьего томов («Учение об аккордах» и «Учение о модуляциях») не последовало. Начиная со второй половины 1950-х гг. — при активном участии его ученика, редактора и соавтора Н.Г.Привано — учение неоднократно переизлагалось (с расширениями и исправлениями) в форме учебных пособий для музыкальных вузов и музыкальных училищ.

Учение о гармонии

Учение о гармонии, защищённое как докторская диссертация в 1937 г., Тюлин подавал как теорию, противопоставляемую так называемой «традиционной школе», к которой автор отнёс и «школу Римана», и знаменитый учебник гармонии Н. А. Римского-Корсакова. Эта традиционная школа, считал Тюлин, «лишена научного основания — она псевдонаучна». Виной всему, по его мнению, была практическая направленность традиционных учебников, которые «не выходя за пределы чисто рецептурных указаний, приобрели сугубо догматический и чисто эмпирический характер, причем эта эмпирика <...> не совпадает с практикой художественного творчества ни в его прошлом, ни в его настоящем».

В действительности в своём учении о гармонии Тюлин полностью ассимилировал теорию функций Римана, дополнив её новыми положениями, касающимися связи ладового центра с ладовой периферией. Он развил теорию переменных функций, то есть вторичных тональных функций, противоречащих основной ладовой установке. Занимался разработкой учения о звуковой окраске аккордов и интервалов; для её характеристики он ввёл термин «фонизм». Вместо старинного термина «церковные лады» Тюлин внедрил термин «натуральные лады», который на долгие годы закрепился в отечественном музыкознании (в западном музыкознании термина «натуральные лады» нет).

Другим важным источником учения о гармонии Тюлина был Б.Л. Яворский, который, по словам автора, «впервые (в 1911) поставил проблему лада». Некоторые термины Яворского («ладотональность», «ладовые устои» и «ладовые неустои», «сопряжённые тоны» и др.) стали органичной частью учения Тюлина. В книге Тюлина также чувствуется влияние «музыкальной психологии» Э.Курта («энергетика», «музыкальная семантика»). Учения о гармонии Шёнберга и Шенкера, которые Тюлин также знал, наоборот, не оказали на Тюлина сколько-нибудь заметного влияния.

Помимо учения о гармонии Тюлин также разработал оригинальный учебный курс «Музыкальная фактура и мелодическая фигурация», который изложил в 1970-х гг. в четырёх томах (тт.1-2 — теоретический курс, тт.3-4 — практический курс) одноимённой книги. Особая роль в мелодическом фигурировании, по Тюлину, отводится «педемам» — этим неологизмом автор назвал мелодические ходы по звукам (трезвучных) аккордов.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ