Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Уайт, Майкл (психотерапевт)

Уайт, Майкл (психотерапевт)

Психологи

29 декабря 1948 - 04 апреля 2008

австралийский психолог, основатель нарративного подхода в психотерапии


Майкл Уайт (англ. Michael White; 29 декабря 1949, Аделаида, Австралия — 4 апреля 2008, Сан-Диего, США) — австралийский психолог, основатель нарративного подхода в психотерапии.

Майкл Уайт (совместно с новозеландским психотерапевтом Дэвидом Эпстоном) известен как основатель нового направления в психотерапии — нарративной практики,. Его книги «Нарративные средства достижения терапевтических целей» и «Карты нарративной практики» обобщают многолетний опыт работы. Уайт сформулировал новую для психотерапии идею о том, что проблема находится вне индивида, и ввел метод экстернализации таких проблем, который доказал свою эффективность на многочисленных примерах избавления от анорексии, булимии, хронического энкопреза. Уайт является также создателем вспомогательных для нарративной терапии карт.

Научный путь

  • Научный путь Майкла Уайта начался с получения степени социального работника в Южно-Австралийском университете в 1979 году. В то время он увлекался работами Грегори Бейтсона, из которых заимствовал идеи «ментальных карт»,, связанные с восприятием информации и способные приводить к различным интерпретациям полученной информации.
  • Одновременно Уайт начал работать в психиатрическом отделении Датского госпиталя Аделаиды и вскоре обратил внимание на идеи Мишеля Фуко, которые помогли ему в полной мере осознать проявления постмодернизма в мире. Эти мысли легли в основу создания терапии, которая могла бы отразить современные веяния и обозначить возможность самостоятельного конструирования мира и своей идентичности каждым из нас. Практическим подтверждением этих идей стала работа с подростками, страдающими от хронического энкопреза. Именно в этот период Уайт изобрел метод экстернализации и подошел к пониманию этой проблемы как сконструированной в культуре. Известно, что Майклу Уайту удавалось избавлять детей от энкопреза за 4-5 встреч.
  • В 1982 году Майкл Уайт познакомился с новозеландским терапевтом Дэвидом Эпстоном, который с энтузиазмом воспринял идеи нарративной практики. В свою очередь, он познакомил Уайта с культурной антропологией, а также литературной теорией Джерома Брунера, автора нарративной метафоры.
  • В 1983 году вместе с супругой Шерил Уайт Майкл создал независимый терапевтический центр, получивший название «Далвич-центр». В настоящее время он продолжает функционировать.
  • В 90-х годах Майкл Уайт был преподавателем в Университете им. Джона Ф. Кеннеди (штат Калифорния), однако некоторое время не имел степени доктора гуманитарных наук. Его коллеги подали документы на присвоение степени за него, решив, что объем опубликованных Майклом работ давно предполагает наличие докторской степени.
  • В конце жизни Майкл узнал об идеях Льва Семеновича Выготского, которые привели его к переосмыслению нарративной практики и переходу к практике «простраивания опор». Она заключалась в создании проблемно-насыщенных историй, помогающих людям преодолеть разрыв между тем, что им привычно и знакомо, и тем, что является новым знанием о своей жизни (по аналогии с идеей о зоне ближайшего развития Л.С. Выготского).
  • В январе 2008 года Майклом был создан «Аделаидский центр нарративной практики».
  • В апреле 2008 года Майкл Уайт скончался в результате сердечного приступа в городе Сан-Диего. На тот момент ему было 59 лет.

Нарративная практика

Метафора нарратива, или истории, которую раскрывает Уайт, является основополагающей для нарративного подхода. Основными принципами нарративной терапии являются:

  • Человек достоин уважения: нельзя винить его в его собственных проблемах, единственным экспертом в своей жизни является он сам;
  • Проблемы рассматриваются в отрыве от личности самого человека, у каждого есть необходимые навыки, убеждения, возможности для изменения своих отношений с этими проблемами;
  • Важным принципом работы является постановка терапевтом тех вопросов, на которые он сам не знает ответа: им движет любопытство и разум;
  • Существует множество путей, по которым может развернуться беседа (нет одного верного направления);
  • Сам клиент во многом определяет направление этого пути.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ