Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Уголино делла Герардеска: биография

Смерть

В марте следующего года вместе с двумя младшими сыновьями (Гардо и Угоччоне) и двумя внуками (Нино, по прозвищу «Бригата», то есть «Бандит», и Ансельмуччо — детьми его старшего сына Гвельфо; в художественной литературе обычно говорится о четырёх сыновьях) он был заточен (замурован) в башню семьи Гуалланди (Torre dei Gualandi). Ключи от неё были брошены в Арно. Он скончался спустя два месяца в страшных мучениях. Башня позже получила прозвание Голодной (Torre della fame). Самым знаменитым колоколом Пизанской башни считается «Паскуаречча» (Pasquareccia), возвестивший о смерти графа Уголино.

Их тела были погребены в церкви Сан Франческо, где оставались до 1902 года, когда их перезахоронили в семейной капелле делла Герардеска. В 2002 году палеоантрополог Франческо Маленьи провел тестирование ДНК эксгумированных тел Уголино и его детей. Согласно его анализу, это действительно тела отца, сыновей и внуков. Дополнительное сравнение с ДНК современных членов династии выявило совпадение в 98 %, как принадлежащих к тому же роду. Однако исследование костей сняло с Уголино обвинение в людоедстве:

  1. кости содержат следы магния, но не имеют цинка, что свидетельствует о том, что в течение месяцев перед смертью он не ел мяса;
  2. останки имеют явные следы истощения, что типично для голодавших;
  3. череп имеет всего несколько зубов, что нормально для 70-летнего старика XIII века, и поэтому вряд ли возможно, что он пережил и тем более съел своих более молодых потомков;
  4. вдобавок, череп поврежден — Уголино умер от удара по голове, а не от голодания;
  5. насильственной смертью — а не от голода — умерли и его дети.

В 2008 году Паола Бениньи, руководитель Архивного Наследия Тосканы, написала статью, где утверждала, что исследование Маленьи ошибочно, так как документы о перезахоронении семьи в 1902 году, по её мнению, являются подделками фашистского периода (каким образом, по её мнению, ошибочна экспертиза ДНК — не указано).

У Данте Алигьери

Данте видит Уголино в 9-м кругу Ада, II поясе (Антеноре), предназначенном для предателей родины и единомышленников:

"тут глазам моим         Предстали двое, в яме леденея;         Один, как шапкой, был накрыт другим. Как хлеб грызёт голодный, стервенея,         Так верхний зубы нижнему вонзал         Туда, где мозг смыкаются и шея». (32:124-139)

По его просьбе каннибал отвлекается от своей жертвы — архиепископа Руджиери и рассказывает Данте свою историю: о том, как его с сыновьями пленили и заточили в башню. Уголино безумно страдал от голода и начал грызть свои пальцы. Сыновья предлагают ему себя: «Отец, ешь нас, нам это легче будет; / Ты дал нам эти жалкие тела,— Возьми их сам; так справедливость судит». Потом мальчики по очереди умирают. Данте не пишет, что отец ел их мясо, но его наказание в аду на это намекает фразой «Но злей, чем горе, голод был недугом» (Poscia, pi che 'l dolor, pot 'l digiuno), который трактуется двояко. Данный вопрос был предметом множества споров начиная с создания поэмы, Борхес подытоживает: «Хотел ли Данте, чтобы мы поверили, что Уголино ел плоть своих детей? Рискну ответить: Данте не хотел убедить нас в этом, но стремился возбудить подозрение».

Архиепископ (ум. в 1295 г.) находится вместе с Уголино, потому что он был его единомышленником в предательстве родины, а потом предал и его; а также за то, что осудил его на подобную смерть.

В искуссве Нового времени

  • Музыка: Композитор Винченцо Галилеи, родоначальник оперы (XVI век) «Жалоба Уголино» на текст Данте из «Божественной комедии» является образцом зарождения в то время гомофонного стиля в музыке.
  • Поэзия: Чосер пересказал этот эпизод в «Кентерберрийских рассказах» в рассказах Монаха. Тему использует Шелли. У Мережковского есть «Уголино (Легенда из Данте)», у современного ирландского поэта Шеймаса Хини.
  • Драматургия: Г. В. фон Герстенберг написал тираноборческую пьесу на этот сюжет (1768). В русском театре XIX века была весьма популярна пьеса Н. А. Полевого «Уголино» (1837)
  • Живопись: Смерть Уголино была популярным сюжетом у художников-романтиков. Изображался либо Уголино в тюремной камере, окруженный умирающими и уже умершими детьми; либо архиепископ Руджери, входщий в камеру, где лежат тела. На этот сюжет писали Джошуа Рейнольдс, Гойя, Делакруа.
    • Ломброзо описывает: «Знаменитый живописец Миньони, уроженец Реджио, у которого мать была истеричная, а брат — эпилептик, поступил в больницу Реджио вследствие полного умопомешательства (demenza) и мегаломании и провел там 14 лет в полнейшей праздности; наконец, по совету доктора Зани, он снова принялся за кисти и расписал все стены великолепными картинами, на которых изобразил историю графа Уголино до того реально, что одна больная, чтобы избавить несчастных отца и сына от голодной смерти, бросала куски мяса в стены, вследствие чего на них и до сих пор еще сохранились жирные пятна»
  • Скульптура: рельеф Пьерино да Винчи (XVI век), скульптура Жана-Батист Карпо (Пти Палэ, 1857-60), скульптура Родена (Музей Орсе), также помещён в качестве детали на роденовские «Врата ада».

Уголино известен и любителям русской литературы. В «Господах Головлёвых» один из персонажей декламирует «Уголино» Ник. Полевого. Герцен мечтал о том, чтобы «над Англией не тяготел свинцовый щит феодального землевладения и она, как Уголино, не ступала бы постоянно на своих детей, умирающих с голоду». Николай Гумилёв в Пизе тщетно искал «ненасытную страсть Содомы и голодный вопль Уголино». В «12 стульях» Уголино — «гроссмейстер ордена фашистов».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ