Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Ал-Урди, Муаййад ад-Дин: биография

Малый эпицикл в теории ал-Урди отвечает за зодиакальное неравенство в движении планеты. Его роль заключается в том, что при обороте по деференту он изменяет скорость движения центра эпицикла. Когда малый эпицикл переносит среднюю планету внутрь деферента, линейные скорости движения по деференту и малому эпициклу вычитаются, когда средняя планета оказывается вне деферента — складываются. Этим достигается тот же эффект, что и в теории экванта: скорость движения средней планеты вблизи апогея деферента оказывается наименьшей, вблизи перигея — наибольшей. Траектория средней планеты C при этом слегка отличается от окружности, но это отличие настолько мало, что отличие положения планеты в теории ал-Урди от теории Птолемея заведомо не может быть обнаружено при наблюдениях невооруженным взглядом.

Сторонником этой теории был его современник Кутб ад-Дин аш-Ширази, также работавший в Мараге. На базе теории ал-Урди были построены планетные теории восточных астрономов более позднего времени: Мухаммада ибн аш-Шатира (Сирия, XIV в.), Мухаммада ал-Хафри (Иран, XVI в.) и других. Разработанная Николаем Коперником теория движения внешних планет в рамках гелиоцентрической системы мира идентична теории ал-Урди, с тем отличием, что движение происходит вокруг Солнца, а не Земли. Не исключено, что Коперник знал об этих моделях, хотя возможные пути их проникновения в ренессансную Европу пока неясны.

Ал-Урди разработал также новые теории движения Луны и Меркурия.

Примечания

  1. В качестве места его рождения указываются Дамаск, Урд и Халеб.
  2. Schmidl 2007; Rosenfeld 2008.
  3. Рожанская 1976 (с. 268-286); Kennedy 1966; Saliba 1991, 1996.
  4. Saliba 1979.
  5. См. обзоры Ragep 2007, Guessoum 2008.

Литература

  • Матвиевская Г. П., Розенфельд Б. А. Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII—XVII вв.). — М.: Наука, 1983.
  • Рожанская М. М. Механика на средневековом Востоке. — Москва: Наука, 1976.
  • Розенфельд Б. А. Астрономия стран ислама // Историко-астрономические исследования, вып. XVII. — М., 1984. — С. 67—122.
  • Guessoum N. Copernicus and Ibn Al-Shatir: does the Copernican revolution have Islamic roots? // The Observatory. — 2008. — Vol. 128. — P. 231—239.
  • Kennedy E. S. Late Medieval Planetary Theory // Isis. — 1966. — Vol. 57. — P. 365—378.
  • Linton C. M. From Eudoxus to Einstein. — Cambridge University Press, 2004.
  • Ragep F. J. Copernicus and his Islamic Predecessors: Some historical Remarks // History of Science. — 2007. — Vol. 45. — P. 65—81.
  • Rosenfeld B. A. Al-Urdi // in: Encyclopaedia of the History of Science, Technology, and Medicine in Non-Western Cultures, Ed. by H. Selin. — Springer, 2008. — Vol. 128. — P. 163.
  • Sabra A. I. Configuring the Universe: Aporetic, Problem Solving, and Kinematic Modeling as Themes of Arabic Astronomy // Perspectives on Science. — 1998. — Vol. 6. — P. 288—330.
  • Saliba G. The First Non-Ptolemaic Astronomy at the Maraghah School // Isis. — 1979. — Vol. 70(4). — P. 571—576.
  • Saliba G. The Astronomical Tradition of Maragha: A Historical Survey and Prospects for Futur Research // Arabic Sciences and Philosophy. — 1991. — Vol. 1. — P. 67—99.
  • Saliba G. A History of Arabic Astronomy: Planetary Theories During the Golden Age of Islam. — New York University Press, 1994.
  • Saliba G. Arabic Planetary Theories after the Eleventh Century AD // in: Encyclopedia of the History of Arabic Science. — London: Routledge, 1996. — P. 58—127.
  • Schmidl P. G. Ur: Muayyad (al-Milla wa-) al-Dn (Muayyad ibn Bark (Burayk)) al-Ur (al-mir al-Dimashq) // in: The Biographical Encyclopedia of Astronomers. — Springer, 2007.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ