Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Уризченко, Валерий Яковлевич

Уризченко, Валерий Яковлевич

Конструкторы

08 ноября 1941 - 24 мая 2004

советский конструктор экранолётов, авиаконструктор, лауреат премии СМ СССР для закрытых работ


Валерий Яковлевич Уризченко (8 ноября 1941 — 24 мая 2004) — советский конструктор экранолётов, авиаконструктор, лауреат премии СМ СССР для закрытых работ (1982г.)

В. Я. Уризченко сконструировано более десяти моделей летательных аппаратов — экранопланов, из них два самоходных, на которых он выполнял испытательные полеты.

"Премии в СССР, не выплачивались просто так!

В 1982 году Уризченко Валерий Яковлевич был признан лучшим авиаконструктором СССР. В связи с чем ему и была выплачена премия Совета Министров СССР.

Но, поскольку его разработки были в числе закрытых (то есть - секретных!) работ, об этом, даже в его институте, знали только три человека - шеф его отдела, директор института, и само собой - начальник первого отдела!

Для всех остальных, он как и ранее, продолжал оставаться обычным научным сотрудником. Не лучше, и не хуже остальных!.."

/из воспоминаний сына Уризченко В. Я. - Олега Валериевича Уризченко/

Биография

Родился в г. Чимкенте 8 ноября 1941 г. куда семья военного летчика была эвакуирована из г. Изюм (Украина). Еще во время обучения в средней школе (школа № 4, г. Кременчуг, Украина) проявлял большой интерес к авиа моделированию и конструированию В 1959 г. поступил в Харьковский авиационный институт на авиастроительный (первый) факультет. Окончил институт в 1965 г. по специальности «динамика летательных аппаратов». Получил распределение в Институт гидродинамики АН УССР (ИГ АН УССР), где занимался физическим моделированием экранолётов, под руководством д.т. н. Панченкова А. Н.

В 1970 г., в связи с прекращением финансирования работы в ИГ АН УССР, группа сотрудников, руководимая А. Н. Панченковым, переехала в Иркутск и была принята академиком Л. А. Мелентьевым в Сибирский энергетический институт (СЭИ СО АН СССР) с изменением тематики в сторону разработки асимтотических методов решения прикладных задач, в том числе задач теплобалнса. Параллельно с этим на базе студенческого научного общества Иркутского политехнического института был сконструирован экранолет АДП 1. Уризченко В. Я. был руководителем группы студентов, рабочим-сборщиком и испытателем этого аппарата на льду озера Байкал в 1971 г. В этом испытательном полёте им был получен эффект вспучивания летательного аппарата — экранолёта в близи экрана, в связи с чем дальнейшие разработки были направлены на конструирование самостабилизированных экранопланов.

В 1972—1979 гг. руководил конструированием самостабилизированной самоходной модели экраноплана АДП-05 на базе Иркутского политехнического института и его строительством на базе Иркутского авиационного завода.

Участвовал в создании стационарной испытательной базы в пос. Балаганск (Иркутская обл.). В 1980—1985 гг. руководил постоянной научной экспедицией на основе этой базы и испытывал созданные самоходные модели АДП-05 и АДП-05М. Работы прекращены после 1991 г. в связи с отсутствием финансирования.

Летательные аппараты

Экраноплан «АДП-05М

Конструктивно АДП-05 представлял компоновочную схему „Канард-АДП“, только с разнесенными как бы двумя сдвоенными»: АДП-04, соединенными общими крыльями — носовым и кормовым. и посередине на высокой платформе располагалась 8-местная кабина от аэросаней К-30 с размещенным на ней двигателем АИ-14. Первые же полеты экраноплана показали, что установленный фюзеляж окаазывает большое сопротивление. Было принято решение о замене необтекаемой кабины от аэросаней на кабину усеченной формы от самолета ЯК-12. После переделок «Орфей» вновь выходит на испытания и летает прекрасно. Испытания снимались на кинокамеру «Конвас» и впоследствии был создан фильм при содействии Восточно-Сибирской студии кинохроники. Модернизированный вариант экраноплана получил аббревиатуру АДП-05М (Рис. ХХУ.2)

Экраноплан АДП-05М. Братское море, 1985 г.

Испытания экраноплана «Орфей» были проведены в зимнее время на Братском море в период 1979—1982 гг. Основной результат этих испытаний — подтвержден вывод о возможности создания самостабилизированных экранопланов.

В период 1982—1984 гг. в конструкцию АДП-05 были внесены усовершенствования. Основное отличие АДП-05М от АДП-05 -замена кабины аэросаней К-30 на штатную кабину. Успешные испытания АДП-05М были выполнены в 1985 году.

Основные тактико-технические данные экраноплана АДП-05М приведены в «Прологе» (часть II. Экранопланы А. Н. Панченкова).

Литература

  • Панченков А. Н., П. Т. Драчев, В. И. Любимов. – Экспертиза экранопланов. – Н.Новгород. – ООО «Типография Поволжья»,.– 2006.– 656с.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ