Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Феофанов, Алексей Григорьевич

Феофанов, Алексей Григорьевич

Кино

06 февраля 1933 - 13 декабря 2008

российский актёр


Алексей Григорьевич Феофанов (6 февраля 1933, Пермь — 13 декабря 2008, Санкт-Петербург) — российский актёр. Заслуженный артист РСФСР (1990).

Биография

Родился в Перми в семье студентов-врачей русской Анны Алексеевны Феофановой и немца Григория Ивановича Вальтера, заканчивавших в то время обучение в только что организованном Пермском медицинском институте. В марте 1933 года мать с новорожденным возвращается на родину, в Уфу, где семья Феофановых жила с конца ХIХ века, переехав (согласно метрическим свидетельствам) из села Александровское Симбирской губернии Сызранского уезда Новоспасской волости. В этом же году фактический брак родителей распался, они расстались. Детство и юность провел в Уфе. В это же время началось серьёзное увлечение фотографией (в архиве артиста хранятся альбомы с фотографиями старой Уфы) и театром.

В 1950 году приехал в Ленинград и с первого раза поступил в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского на курс Евгении Константиновны Лепковской, позже основными педагогами этого курса стали артист театра В. Э. Мейерхольда Иван Яковлевич Савельев и режиссёр Леонид Федорович Маркарьев. На вступительных экзаменах юношу заметил знаменитый в начале ХХ столетия артист Петербургского Малого театра (им. А. С. Суворина, Бывшего театра Литературно-Артистического общества), исполнитель собственных рассказов (впоследствии профессор, проректор Ленинградского театрального института) Владимир Владимирович Сладкопевцев. Слушателями и поклонниками таланта Сладкопевцева, как рассказчика (отличительной чертой которого была элегантная простота и тонкое чувство юмора) были К. С. Станиславский, М. Г. Савина, К. А. Варламов, а среди учеников Михаил Чехов, Василий Топорков. Тогда Сладкопевцев публично отметил, что исполнительская манера абитуриента очень напомнила ему его собственную и для последнего вступительного тура дал юноше свой собственный рассказ «Шурочка». Именно встреча со Сладкопевцевым, с первых дней учёбы заметившего особенности артистического дарования Феофанова, позже укрепит молодого артиста в выборе творческого пути. Именно Алексею Феофанову В. В. Сладкопевцев доверит хранение и исполнение своих неопубликованных рассказов, каждый из которых, восходя к традициям А. Аверченко и Теффи, являлся образцом сценической миниатюры и существовал до последнего дня лишь в сценической интерпретации А. Г. Феофанова.

В 1955 г. по 1959 г. А. Г. Феофанов становится ведущим артистом Русского Республиканского Драматического театра Чувашской АССР в Чебоксарах, где главный режиссёром был Виктор Романов. Исполнил более 25 драматических и острохарактерных ролей, среди которых: Олег («В поисках радости» В. Розова), Шут («Иван Грозный» А. К. Толстого), Женька Ксидиас («Интервенция» Л. Славина), Сенечка Перчаткин («Чужой ребенок» В. Шкваркина), Федор («Барабанщица» А. Салынского).

Первые роли раскрыли драматический дар Феофанова: его страстный сценический темперамент, умение гротескно заострить сценический образ, его вдумчивую тягу к психологической детали. Но эти годы работы на сцене резко обрисовали и репертуарный голод, отсутствие питательной среды настоящего драматического репертуара. Это и позволит артисту в одном из интервью заметить: «Играл много. Что — не помню!», Несмотря на то, что в репертуар театра включается «Гамлет», и актёр назначается на роль принца Датского, в 1959 году, помня совет В. В. Сладкопевцева, 26-летний артист возвращается в Ленинград.

В 1959 году артист работает на Ленинградском телевидении, в том числе в качестве ведущего передач в прямом эфире. С 1960 года — артист ВГКО (позже «Ленконцерта», затем «Петербург-концерта»). Официальное место службы («Петербург-концерт», филармонический отдел) стало скорее местом формальной прописки. С тех пор артист всегда будет обособлен, как остров в океане, беспартиен, чужд какой-либо советской пропаганде и самостоятелен в выборе репертуара, всегда отказываясь от «патриотически-социалистических» произведений, навязанных идеологами от культуры.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ