Андрей Яковлевич Флиер (род. 14 ноября 1950, Москва, СССР) — советский и российский культуролог, исследователь функциональной теории культуры, теории исторической динамики культуры, структуры культурологического знания и проблем развития культурологического образования.
Доктор философских наук (1995, тема «Структура и динамика культурогенетических процессов»). А. Я. Флиер стал одним из немногих отечественных учёных, кому была присуждена степень доктора наук, минуя степень кандидата.
Сын известного советского пианиста Якова Флиера (1912—1977).
Биография
Окончил в 1976 году исторический факультет Московского государственного заочного педагогического института.
В 1977—1990 гг. работал в НИИ теории и истории архитектуры.
В 1991—1993 гг. А. Флиер — в Российском открытом университете (РОУ) — декан культурологического факультета. В эти годы А. Флиер начинает разработку модели специального культурологического образования, принимает участие в создании первого государственного образовательного стандарта по культурологии. Одновременно в эти годы Флиер работает в Российском институте культурологии (РИК), где занимается теоретическими проблемами исторической культурологии, пишет статьи для энциклопедии «Историческая культурология».
С 1993 по 2010 гг. А. Я. Флиер работал в Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ), будучи также директором Высшей школы культурологии и зав. кафедрой культурологии и антропологии.
В настоящее время А. Я. Флиер — главный научный сотрудник Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва, профессор Московского гуманитарного университета и Московского государственного лингвистического университета, руководитель Научной ассоциации исследователей культуры, главный редактор электронного журнала «Культура культуры».
Автор более 300 публикаций, в том числе 24 книг.
Научная деятельность
А. Я. Флиер известен разработкой ряда фундаментальных культурологических теорий:
- нормативной теории культуры, рассматривающей культуру как систему норм человеческого поведения и коммуницирования, а также их символических манифестаций, обеспечивающую коллективный характер образа жизни и деятельности людей;
- концепции исторического генезиса человеческой культуры как процесса развития и трансформации социального поведения животных;
- концепции сущности культуры как наиболее общей формы человеческой социальности;
- концепции взаимозависимости процессов социального развития и углубления специализации в деятельности людей, что ведёт к усилению творческих инновативных тенденций в культуре и является причиной ускорения динамики исторического развития (нарастающего темпа изменчивости культуры);
- концепции взаимозависимости процессов социального развития и устойчивости культурного своеобразия: нарастание динамики социального развития общества (прогресс) ведет к понижению уровня его локального своеобразия, а усиление своеобразия — к замедлению развития;
- концепции взаимозависимости уровня социального развития и плотности социального контроля над индивидом: возрастание уровня социального развития ведет к снижению жесткости социального контроля, то есть к расширению границ социальной и культурной свободы человека;
- концепции взаимозависимости уровня социального развития и типологии солидарности и идентичности членов общества: смена исторических эпох сопровождается изменением преобладающих в обществе типов социальной солидарности и идентичности и их эволюции от витальных к культурным основаниям;
- концепции культурной экспансии и культурных манифестаций как основных методов социального контроля и регулирования жизни общества средствами культуры;
- концепции переориентации культуры с прославления своего прошлого на превентивное переживание будущего, нарастающей по мере исторического развития культуры, и др.