Макс Форкенбек (нем. Maximilian (Max) Franz August von Forckenbeck; 23 октября 1821, Мюнстер — 26 мая 1892, Берлин) — германский политический деятель.
Биография
Изучал право в Гисене и Берлине. В 1847 году поступил на службу в суд в Глогау.
Во время революционного движения Форкенбек был его горячим сторонником, хотя не из крайних; уже тогда наметилась та политическая программа, которой он в общих чертах остался верен всю жизнь: объединение Германии под главенством Пруссии на конституционно-монархическом начале. Рядом с возникшими в Глогау консервативным и демократическим клубами Форкенбек основал «конституционно-демократический» клуб и председательствовал в нём, обнаружив уже тогда ту способность, которая впоследствии создала ему славу «прирожденного председателя».
После торжества реакции он должен был отказаться от служебной карьеры и сделаться адвокатом в Морунгене (Восточная Пруссия), потом в Эльбинге (Западная Пруссия). Быстро создал себе славу замечательного адвоката и человека с твердыми, хотя и умеренными политическими убеждениями.
В 1858 году, во время «министерства новой эры», Форкенбек был выбран в Морунгене в прусскую палату депутатов, в которой он занял место в рядах более решительной тогда либеральной партии Финке и Шверина. В рядах этой партии он сразу завоевал себе видное место, обнаружив способность понимать действительное положение вещей (в момент всеобщего либерального увлечения министерством новой эры он уже ясно видел его слабость; впоследствии в 1865 году он совершенно отчетливо предсказал две войны с Австрией и Францией).
Стремясь везде и всегда не доводить дело до резких конфликтов, как внутри партии, так и между партией и правительством, Форкенбек всегда искал почвы для возможных соглашений. Хотя и католик по религии, он был безусловным сторонником обязательного гражданского брака; однако когда правительство, внеся проект факультативного гражданского брака, сделало из него под давлением принца-регента кабинетный вопрос, то Форкенбек, сначала говоривший против, поспешил согласиться и увлек за собой значительную часть партии.
Однако Форкенбек не был вполне доволен своей партией, находя, что она недостаточно резко подчеркивает своё стремление к единству Германии. Ввиду этого он был одним из главных инициаторов организации новой прогрессистской партии (1860). Во время конфликта (1862—1866) ландтага с правительством Форкенбек постоянно изыскивал компромиссы и способы для соглашений; он хотел вычеркивать из бюджета не все экстраординарные расходы (на реорганизацию армии), а лишь часть их, требуя за то от правительства признания бюджетного верховенства ландтага; стремление не давать «ни одного гроша, ни одного человека» этому министерству (Бисмарку), высказывавшееся левым крылом прогрессистской партии, было ему совершенно чуждо; ему казалось, что это обрекало ландтаг на пассивную роль простого «Nein-sagen», которое не может и не должно быть основанием реальной политики.
Крайне неблагоприятные для либералов выборы в ландтаг 1866 году, происходившие в самый день Кениггретцской битвы, отразились и на Форкенбек: он был забаллотирован в Морунгене, но выбран в Кёнигсберге. В новый ландтаг он явился с твердым намерением пойти навстречу правительству и добиться возвращения Пруссии на конституционную дорогу.
Так как избрание на пост президента палаты депутатов Грабова, председательствовавшего во время конфликта, было бы принято за знак непримиримости, то сам Грабов отказался баллотироваться, и кандидатом примирения с правительством явился Форкенбек, который и был избран. В качестве президента он сделал немало для улажения конфликта; между прочим, он, сообщая о поднесении им королю адреса палаты депутатов (25 августа 1866 года), умолчал о вызывающей ответной речи Вильгельма по адресу ландтага, содержание которой было, конечно, хорошо известно; в этом ему навстречу пошёл сам Бисмарк, заявивший, что королевская речь, сказанная в отсутствие ответственного министра, не имеет государственного значения.
В 1867 году Форкенбек был избран в учредительный рейхстаг, где в рядах национал-либералов боролся за некоторые изменения в правительственном проекте конституции Северо-Германского союза (благодаря ему норма армии для мирного времени в 1 % населения установлена на срок до конца 1871 года, а не навсегда, как хотело правительство), но все-таки голосовал за конституцию, между тем как прогрессисты, раздраженные отсутствием в ней министерской ответственности, голосовали против.